или нож, который всегда с тобой
Этой статьей мы начинаем новую рубрику нашего журнала. В ней мы будем публиковать статьи о ножах. Как и весь журнал, эта рубрика будет посвящена только такому холодному оружию, которое можно приобрести на законном основании.
Итак, “Москит”. Начиная рассказ об этом ноже, я просто не могу не упомянуть о том, как он вообще появился у меня на поясе. Так вот, впервые я и мой нож встретились на московской выставке “Охота и рыболовство на Руси’2001”. Именно там я имел огромное удовольствие познакомиться с представителями компании “Нокс”. Надо сказать, что среди всего ассортимента их продукции больше всего меня заинтересовал нож “Оса2”, желание приобрести который появилось сразу после того, как я его увидел. Однако в последний день выставки, когда я уже примирился с мыслью о предстоящей утрате далеко не маленькой суммы кровно заработанных “деревянных”, внезапно обнаружилось, что меня опередили: все имевшиеся в наличии “Осы” были расхватаны чуть ли не в первые же часы работы выставки. В качестве компенсации за понесенный моральный ущерб мне было обещано в скором времени наладить выпуск “Ос” в количествах, способных удовлетворить всех жаждущих, а также вручено в подарок еще одно стальное “насекомое” тот самый “Москит”.
Искушенный читатель, узнав о “подарочном” происхождении ножа, может вполне обоснованно предположить, что данная статья будет иметь несколько восторженный характер, и, в общем, он будет прав. Прав не потому, что автору приходится честно отрабатывать свой хлеб (или свой нож): на самом деле, за год знакомства с “Москитом” у меня действительно практически не возникло к нему претензий. Почему “практически”? Читайте дальше, все узнаете.
Что же это такое, “Москит”? На самом деле, это далеко не праздный вопрос, ибо известные мне досужие юмористы характеризуют сие изделие как угодно, начиная от “сюрикена” и заканчивая “ножом проститутки”. (Приношу свои извинения за последний эпитет, сорвавшийся с уст глубоко мною уважаемого человека, сыгравшего далеко не последнюю роль в становлении нормального оружейного бизнеса у нас, на Северо-Западе России. Видимо, в данном случае речь шла о некотором сходстве “Москита” и “Овода”, позиционировавшегося производителем именно в качестве женского холодного оружия самообороны. Вернемся к теме.
В самой компании “Нокс” “Москит” характеризуют как “универсальный городской нож скелетного типа”, по крайней мере, именно так говорится в прилагаемом к изделию паспорте. Кстати, аналогичными документами, содержащими копии информационных листков ЭКЦ, комплектуется вся продукция “Нокс”. В свою очередь, сами эксперты ЭКЦ описывают “Москит” как “шкуросъемный нож”, “…не относящийся к гражданскому холодному оружию”. Существует еще одна точка зрения, согласно которой “Москит” можно отнести к т.н. “тычковым” ножам, предназначенным, в первую очередь, для самообороны.
На мой субъективный взгляд, в наибольшей степени соответствует действительности именно первое, “универсальное” определение. Не являясь специалистом, я не берусь судить об эффективности “Москита” при его использовании против двуногого агрессора. Очевидно, что, при большом желании и соответствующем умении, нанести человеку серьезные повреждения можно практически любым колюще-режущим предметом. “Порез в любой точке, в которой вы можете прощупать пульс пальцем, может оказаться смертельным, даже если нанести его всего лишь обломком лезвия безопасной бритвы”, пишет по этому поводу Массад Айюб. Иными словами, никто не станет спорить с тем, что остановить человека с помощью ножа вполне реально. Вот только насколько это реально для простого смертного, не проходившего специальной подготовки, и, к тому же, находящегося в состоянии жесточайшего стресса?
Мне кажется, что в силу этой причины рекомендовать “Москит” (да и любой другой нож) широкой массе читателей в качестве гражданского оружия самообороны не вполне корректно, хотя, в безвыходной ситуации, он вполне сможет послужить своему владельцу и в этом качестве. Я не берусь судить о том, насколько эффективным он будет при этом, однако, по всей видимости, “Москит” вряд ли уступит обычному карманному ножу с клинком примерно такой же длины. Оговорюсь еще раз: самооборона с холодным оружием это не только достаточно “скользкая” тема с точки зрения Закона, это еще и чрезвычайно сложное искусство, доступное далеко не каждому. Предоставьте это профессионалам, тем более, что сегодня в России существуют и иные, куда более эффективные способы защитить себя и своих близких.
Изза отсутствия соответствующих навыков я не берусь судить и об эффективности “Москита” в качестве “шкуросъемного ножа”. Однако даже поверхностное сравнение детища “Нокса” со специальными “скиннерами” позволяет сделать вывод о том, что последние куда лучше приспособлены для этой тяжелой работы (более эргономичная рукоять, наличие крюков для сдирания шкуры, форма и длина лезвия и т.д.).
Таким образом, наиболее целесообразно относиться к “Москиту” именно как к универсальному городскому ножу, т.е. постоянно носимому с собой инструменту, предназначенному для решения тех хозяйственно-бытовых проблем, с которыми может столкнуться в повседневной жизни житель современного мегаполиса.
Исходя из моего скромного опыта, подпадающие под это определение инструменты можно условно разделить на несколько типов:
1. Обычные складные ножи с одним лезвием, в том числе приспособленные для открывания одной рукой. Большинство моих знакомых прибегают именно к этому варианту и вполне довольны своим выбором. Так, постоянно носящий при себе ту или иную “раскладушку” Сергей Митин считает, что нож вообще не должен быть перегружен лишними функциями, и, соответственно, предназначенными для их выполнения приспособлениями. Хотя спорить с авторитетом Сергея в этом вопросе достаточно неблагодарное занятие, меня все же тянет к более “навороченным” инструментам. Разумеется, штопор, отвертка или консервный нож по отдельности выполнят свою работу, по крайней мере, не хуже, чем некий универсальный нож, объединяющий в себе их функции. Однако всегда ли у вас будет возможность в случае необходимости раздобыть эти замечательные инструменты? Хотя я пользуюсь крестообразной отверткой на “Моските” раз в 200 реже, чем лезвием (а открывалкой для бутылок раз в 20 чаще), я еще ни разу не пожалел об ее наличии. Разумеется, дополнительные приспособления утяжеляют нож и делают его более габаритным, однако это вряд ли справедливо в отношении “Москита”, который, с точки зрения массы и размеров, вообще практически не имеет конкурентов. Хотя при работе в качестве собственно “ножа” детище “Нокса”, скорее всего, уступит какому-нибудь малогабаритному Spyderco или SOG, его короткое лезвие и “Т” образная плоская рукоять вполне соответствуют 99% моих обычных “ножевых” потребностей, при этом, в отличие от складных ножей, “Москит” не требует дополнительных манипуляций для перевода в рабочее положение.
2. Складные ножи, оснащенные, помимо основного лезвия, дополнительными приспособлениями. Наиболее типичные представители этого типа “офицерские” ножи VictorInox, с недавних пор превратившиеся в непременную деталь туалета многих российских джентльменов. Сюда же можно отнести и всевозможные складные ножи “туристского” типа, и такие многофункциональные инструменты, как упоминавшаяся выше “Оса-2». Подобные “раскладушки” могут иметь разное число дополнительных лезвий, зачастую далеко обставляя по многофункциональности “Москит” с его двумя отвертками и открывалкой. В то же время многолезвийные ножи имеют и ряд слабых мест. В первую очередь речь идет о недостатках, присущих всем складным ножам вообще, и связанных с необходимостью дополнительных манипуляций при переводе инструмента в рабочее положение. Далее, на таких ножах относительно редко встречаются системы блокировки клинка и приспособления, позволяющие открывать его одной рукой. И наконец, чем больше функций может выполнять складной нож, чем больше у него дополнительных лезвий, тем более тяжелым и громоздким он становится. При этом увеличение массы и габаритов инструмента не только осложняет его ношение, но и отрицательно сказываются на удобстве работы с ним. Хорошо если речь идет об “Осе-2» с ее двумя клинками: а что если вам придется продолжительное время работать с 50-лезвийным швейцарским ножом, обхватить рукоять которого сможет далеко не каждая рука?
3. Мультиинструменты (Multitools), т.е. всевозможные суперпассатижи от Leatherman, Gerber, SOG и т.д. По количеству доступных функций и по удобству работы подобные системы, как правило, намного превосходят любые, даже самые “продвинутые” складные ножи. Однако ничего в этом мире не дается просто так. К слабым сторонам “тулов”, на мой взгляд, относятся их масса и габариты, а также сложность приведения в рабочее положение. Так, для того, чтобы извлечь, а затем убрать лезвие типичного мультиинструмента, необходимо произвести целый ряд операций: открыть “тул” вытащить лезвие закрыть “тул”; затем, после завершения работы, вновь открыть инструмент разблокировать фиксатор открытого лезвия убрать лезвие закрыть “тул”. Можете поверить на слово или проверить сами, что все это достаточно быстро надоедает. Разумеется, среди “тулов” существуют исключения, в которых эта проблема решена, например, модель Wave от Leatherman. Однако подавляющее большинство мультиинструментов по удобству приведения в рабочее положение существенно уступают складным, а тем более нескладным ножам.
Теперь давайте вернемся к “герою” нашей статьи. Помимо собственно лезвия, “Москит” оснащен двумя отвертками (прямой и крестообразной), открывалкой для бутылок, а также гвоздодером, щелью для гибки и ломки проволоки и эрзацгаечным ключом. Отмечу, что за год постоянного ношения этого ножа мне ни разу не доводилось извлекать с его помощью гвозди или гнуть проволоку: как правило, в случае возникновения необходимости в такой работе, у меня под рукой оказывались более подходящие для нее инструменты. Не слишком функциональным, на мой взгляд, показал себя и гаечный ключ, воспользоваться которым можно только от полной тоски. Может быть более логичным было бы выполнить открывалку в форме “клюва” на внешней закругленной стороне лезвия, а на ее месте сделать 23 6угольных отверстия под гайки разного размера? Еще одно такое отверстие можно было бы разместить и на самом лезвии в том месте, где сейчас находится небольшое круглое отверстие.
Эти мои слова вряд ли стоит расценивать как ложку дегтя (она будет чуть позже), т.к. даже в сочетании “две отвертки + открывалка + короткий нож” “Москит” все равно не имеет аналогов с точки зрения портативности и удобства применения (по крайней мере, мне такие аналоги неизвестны). Повесив ножны с “Москитом” утром на пояс, я просто забываю о нем до вечера или до тех пор, пока он мне не понадобится. Кстати, о ножнах стоит сказать отдельно: поставляемые в комплекте с ножом, они выполнены из плотной кожи с вставкой из полимера и отличаются вполне приличным качеством изготовления. Благодаря “Y”образной петле, ножны можно закрепить на поясе в нескольких положениях, наиболее удобными из которых лично мне представляются “горизонтально слева от пряжки ремня лезвием вниз” и “вертикально на правом боку лезвием назад” (я правша). Из обоих положений нож легко извлекается с помощью одной руки. Кстати, при использовании ножен постарайтесь случайно не потерять пластиковый вкладыш или не вставить в них нож лезвием вверх в противном случае вы рискуете порвать скрепляющие кожу нитки.
Перечисляя достоинства “Москита” (кстати, мои восторги вам еще не надоели?), нельзя не упомянуть и об его цене: в питерских магазинах за этот нож просят примерно 350–500 рублей. Хотя понятно, что штампованная пластинка металла в любом случае не может стоить намного дороже, другие попадавшиеся мне ножи скелетного типа уступали “Москиту” как в функциональности, так и в качестве изготовления. По крайней мере, не стоит сравнивать по этим параметрам детище “Нокса” со всевозможными тайваньскими псевдоскиннерами, в изобилии украшающие витрины оружейных магазинов.
Пару слов надо сказать и о такой специфической черте “Москита” как его, мягко говоря, оригинальный внешний вид. Продемонстрировав этот нож в кругу малознакомых людей, вы рискуете приобрести репутацию маньякаубийцы, или, по крайней мере, нешуточно отмороженного человека. Даже мои друзья по первости несколько обалдевали после того, как узревали тот загадочный инструмент, которым я открывал им пиво. Один из вышеупомянутых друзей, по совместительству еще и оперуполномоченный уголовного розыска, поигрывая с “Москитом”, восхищенно произнес: “Ух, и отправил бы тебя с этим ***резом на экспертизу!” Еще чаще звучат вопросы типа: “А что по этому поводу говорят милиционеры?”.
Признаюсь, что ответа на этот вопрос я не знаю, ибо в ходе немногочисленных контактов с представителями правоохранительных органов до личного досмотра дело как-то у меня обычно не доходит, а визуально узреть “Москит” у меня на поясе достаточно сложно, так как там и без того есть, на чем остановить взгляд. По словам производителя, наличие паспорта на нож должно полностью защитить владельца от возможных проблем с милицией, привлеченной блеском интересной игрушки. Однако, по моему твердому убеждению, сам по себе паспорт вряд ли сможет стать решающим аргументом в споре с представителями доблестной ППС, коль скоро они всерьез уверятся в том, что перед ними оружие. Наверняка вы не хуже меня знаете, что представления простых милиционеров о том, что разрешено, а что запрещено, сплошь и рядом не слишком соответствуют Закону.
Один глубокоуважаемый мною автор в посвященной “Москиту” статье утверждал, что, в силу малой массы, этот нож не вызывает срабатывания металлодетекторов, и, таким образом, может быть свободно пронесен в салон самолета, в ночной клуб или в иное охраняемое помещение без дополнительных проблем с охраной. Хотя это утверждение может быть верным с технической точки зрения (хотя существуют детекторы, “ловящие” фольгу в сигаретной пачке), мне кажется, что воспринимать этот совет буквально не стоит. Металлодетектор это не просто украшение, весело звенящее на проносимые мимо него железки, это вход в периметр, внутри границ которого от вас ожидают подчинения определенным ограничительным правилам. Стоит ли нарушать эти правила или нет решать вам самим, однако после событий 11 сентября прошлого года, лично я не стал бы пытаться скрытно пронести в самолет любой колющережущий предмет крупнее зубочистки.
Как я уже говорил выше, пропев “Москиту” дифирамбы, я не могу воздержаться и от пары ложек дегтя. Вопервых, речь идет о материале ножа, или, возможно, о качестве обработки его поверхностей. Согласно паспорту, “Москит” выполнен из “…хромомолибденованнадиевого сплава (сталь 50х14 МФ), при этом его поверхность, по словам представителей “Нокс”, обрабатывается стеклянными шариками для придания матовости. Так вот, при повышенной влажности на этой самой матовой поверхности проступают более или менее многочисленные рыжеватые пятнышки. В самом “Ноксе” утверждают, что причина якобы кроется в каких-то проблемах с этими шариками, хотя больше всего проступающие пятна напоминают заурядную ржавчину.
Другой недостаток ножа, на мой взгляд, связан с его заточкой, которая “…произведена методом ультразвуковой ковки”, причем толщина режущей кромки лезвия составляет от 1 до 5 микрон (см. паспорт). Не знаю, насколько это хорошо в теории, но на практике это означает, что разрезать новым “Москитом” что-либо существенное достаточно сложно. Искренне надеюсь на то, что вам в этом плане повезет больше, чем мне, и что ваш нож не придется перетачивать, мне вот пришлось. Справедливости ради отмечу, что новую заточку “Москит” держит вполне прилично.
Попытаемся подвести итоги. Уступая в эффективности специализированным инструментам, “Москит” позволяет своему владельцу достаточно эффективно решать значительную часть тех хозяйственно-бытовых проблем, с которыми может столкнуться современный горожанин. При этом, небольшие масса и габариты позволяют носить этот нож постоянно при себе, с легкостью приводя его в рабочее положение. Мой вывод: если вам нужен портативный универсальный инструмент для выполнения не слишком тяжелых работ, то вам вряд ли удастся найти на эту роль более подходящую кандидатуру, чем “Москит”.
Кстати, я уже говорил, что, по непонятным мне причинам, “Москит”, как правило, пользуется сногсшибательным успехом у представителей прекрасного пола? Если нет, то знайте: во многих случаях тень от этого успеха падает и на владельца чудоножа…
Дмитрий Кочетков,
фото автора