Начатый некоторое время назад разговор о “правильном” и “неправильном” (читай конверсионном и “классическом”) охотничьем оружии получил неожиданное продолжение. Очередная редакционная почта принесла письмо человека, любящего охоту и регулярно ей занимающегося. Это как раз один из тех людей, к которым адресуются производители, импортеры, продавцы оружия и за которых, с легкой руки некоторых уважаемых наших коллег, с недавнего времени стало модным решать: какого оружия они “достойны”, как и из чего им стрелять Редакции журнала кажется, что в первую очередь нужно выслушать мнение этих людей.
Многие могут посмотреть на меня с долей скепсиса мол, “больной” человек. Мало того, что взял “некультяпистую” “Сайгу”, да еще и в количестве двух штук! Возможно, оно и так. Только к таким покупкам меня подвиг мой охотничий опыт и трезвый расчет.
Прежде всего, хочу рассказать предысторию того, как я к этому пришел.
Охотится я начал лет двадцать назад. Уже тогда я “заболел” полуавтоматами: из областного центра приехал дальний родственник и привез невиданного мною зверя импортный “Браунинг Авто”. Ну, Вы сами понимаете, какое впечатление на меня произвел этот заморский аппарат, особенно если учесть, что за всю мою прежнюю жизнь видел только “тулки” БМ, да ИЖ12 (который покупали только самые “богатеи”). Изредка встречались трофейные немецкие ружья, конечно, изрядно потрепанные, но сохранившие некоторую долю аристократизма. У меня самого была еще отцовская БМ-ка 16-го калибра. Конечно, я ее любил кто же не любит свое ружье, да еще если оно первое в жизни и наследственное?
Больше всего я любил тогда (да и сейчас тоже) утиную охоту. Вот и тогда потащил с собой того родственника. Понятное дело, он с “Браунингом”, я со своей курковкой. Стрелок мой компаньон оказался никудышный, пороху сжег много, а толку нет. Я уж грешным делом подумал, что дело его “иностранце”. Попросил пострелять, он согласился.
Вот тут-то я по-настоящему “прикипел” к полуавтоматам! Отдача мягкая, “растянутая”, автоматика работает четко как часы. Ну, и самое главное: по сравнению с двустволкой всегда есть уверенность в том, что у тебя в запасе 25 выстрела. Иногда они бывают совсем не лишними. Конечно, самозарядка тяжелее обычной двустволки, тем более 16-го калибра. Может, это важно для ходовой охоты, а вот для утиной охоты, мне представляется, что это не так обременительно. Ведь до водоема ружье “путешествует” у тебя на плече, даже лишние полкило так “не тянет”. Пришел на место, а там уже не важно просто стоишь на месте, изредка меняя позиции.
После того случая прошло довольно много времени, я закончил институт, начал работать. Но и не забывал свою мечту полуавтомат. Через несколько лет у меня появился МЦ2112. Это ружье у меня до сих осталось до сих пор, глядя на которое вспоминается и радость от покупки своей мечты, и первые разочарования от отказов автоматики. Ружье оказалось ” с норовом”, пришлось засесть за подшивки “Ох и Ох”, выискивая рецепты дрессировки непокорного тульского полуавтомата. Но это тема отдельного рассказа.
С тех пор повелось, что в моем арсенале прочно обосновались самозарядки. Мысль купить “Сайгу” родилась после очередного посещения Москвы, где я увидел ее в одном из охотничьих магазинов.
Прежде всего, подкупало меня в “Сайге” ее родство с АК своеобразный знак качества. Смущал поначалу ее выступающий магазин и пластмассовое ложе, я более традиционалист.
Самое главное, что мне хотелось получить самозарядку 20-го калибра, надежную и довольно легкую для ходовых охот. Получалось, что “Сайга-20” весит по паспорту почти на 10% легче моего МЦ-21-12 (3,4 и 3,7 кг соответственно).
Собрался с духом (точнее, со средствами) и купил. Конечно, особых восторгов внешний вид ружья у меня не вызвал. Зато я сразу оценил “Сайгу-20” по достоинству, постреляв из нее разными патронами. Отчасти я был удивлен, что моя “Сайга” “кушала” любое предложенное мною “блюдо”: все заводские патроны работали в ней четко, без осечек и перекосов. Впоследствии я перешел на самодельные патроны, я больше им доверяю, да и по цене менее накладно выходит.
Затем я перешел к испытанию “магнумами”. Именно в этом была вся соль моей новой затеи с самозарядкой 20-го калибра: постараться добиться тех же результатов, как в случае с обычными (не “магнум”) патронами 12-го калибра. Смысл был только в том, чтобы получить ружье с такими же возможностями, что и у МЦ-21-12, только меньшего веса.
Настрелявшись вволю и поняв, что передо мной надежное и неприхотливое ружье, я взял “Сайгу-20” с собой на охоту. “Боевое крещение” прошло более чем удачно. В этот раз мне довелось охотиться в разномастной компании охотников. Многие из них видели “Сайгу” впервые. Некоторые уважительно цокали языком, но больше было тех, кто саркастически ухмылялся: мол, ты, Ваня, умом тронулся: с Калашниковым на зайца пришел! Я не хотел бы, чтобы читатель воспринял мой рассказ как похвальбу и прославление своих охотничьих способностей. И все-таки: первый же выбежавший из-под собаки заяц был взят мною из осмеянной обществом “Сайги”! За весь день это был единственный на нашу команду трофей.
После этого случая я и сам как-то пересмотрел свое отношение к ружью: оно перешло у меня в разряд “любимых”.
Со временем я понял, что пластмасса даже лучше дерева. Не коробится, от воды не разбухает. Всегда безбоязненно можно положить ружье, не опасаясь царапин. В конце концов, пластмассовая ложа легче деревянной. Конечно, дерево приятнее на ощупь и вид, на морозе не скрипит, но достоинства пластика, в моих глазах, перевешивают его недостатки.
Что до остальных атрибутов “милитаризма”, как-то рожковый магазин и предохранитель, то, как я понял на многочисленных охотах, это не недостатки, а достоинства! Попробуйте закоченевшими руками, в перчатках перевести какой нибудь микроскопический флажок предохранителя и сравните это с огромной “скобой” “Сайги”! Мне кажется, у нее это получится сделать быстрее.
Да торчащий магазин не так уж и мешает, зато чувство уверенности тебя не покидает, потому что в запасе есть еще сменный магазин, который поменять пара секунд. Тем более что магазины можно снаряжать разными типами дроби или картечи. При необходимости можно сменить не только один патрон, а целый магазин с несколькими патронами.
Прошло некоторое время и меня стала свербить еще одна мысль а не купить ли мне еще и “Сайгу12”? МЦ2112 меня уже не интересовал как охотничье ружье, требовалась новая самозарядка двенадцатого калибра для его замены для охоты на уток. Соблазн был велик: во-первых, патронник “магнум” (не знаю, зачем для двенадцатого калибра это нужно, но пусть будет), во-вторых, пластик. Ну и самое главное, для меня имя “Сайга” за два года эксплуатации стало синонимом надежности работы и неприхотливости.
Однажды я сказал себе: “Решено!” и стал обладателем второй “Сайги-12”. С тех пор я ничуть об этом не жалею. Так теперь у меня и повелось: иду на ходовую охоту беру двадцатку, а уж если по перу тогда достаю “Сайгу-12”. Оба ружья хороши, вряд ли в ближайшее время поменяю их на что-нибудь другое.
А после той “заячей” охоты многие друзья-охотники потихоньку стали покупать “Сайги”. И даже те, что сомневались поначалу. Вот что может сделать один единственный удачный выстрел!
Сайга-12 и Сайга-20
Сайга 12 и Сайга20 имеют сходную конструкцию, различаясь в основном размерами и весом.
В основе системы автоматики отвод пороховых газов из ствола через боковые отверстия в стенке. Запирание поворотным затвором, запирающимся на два боевых упора. Имеется газовый регулятор, расположенный на переднем торце газовой камеры
Ружья выпускаются в нескольких модификациях могут быть выполнены как 12м, так и в 20м калибре). Прежде всего это касается длины ствола: 430 (Сайга-12К и 20К), 570 или 680 (Сайга-20 и 20С), 580 или 680 (Сайга-12 и 12С).
С классическими охотничьими прикладами могут иметь как постоянный, так и отъемный приклад. В последнем случае, он может заменяться на пистолетную рукоятку. Возможно исполнение приклада и цевья в дереве.
Модификации С и К имеют складные приклады.
Ружья могут иметь как съемные чоки, так и постоянную сверловку.
Прицельные приспособления: мушка/целик либо регулируемая прицельная планка, имеется боковое универсальное крепление для установки оптического или коллиматорного прицелов.
Иван Кузин