Вы можете себе представить процветающую оружейную компанию с 50-летней историей и мировым именем, продающую ежегодно несколько десятков тысяч высококлассных винтовок и ружей, в которой работает неполных четыре десятка сотрудников, и у которой практически нет собственной производственной базы? Если нет – прочитайте эту статью, возможно, Вам будет интересно.
История компании Weatherby (если вы еще не догадались, речь идет именно о ней) – это история успешного бизнеса, выросшего из необычного хобби. В 1940-е годы жил-был в США молодой человек по имени Рой Везерби, чрезвычайно интересовавшийся вопросами баллистики и повышения характеристик охотничьих винтовочных патронов. Интерес его имел не теоретический, а чисто практический характер: Рой был “вайлдкэттером”. Этим диковато звучащим в русском переводе термином (получается что-то вроде “разводчик диких котов”) в США принято называть любителей самостоятельного снаряжения боеприпасов к нарезному оружию, которые не ограничиваются “разгоном” уже существующих патронов, а придумывают свои собственные варианты, зачастую применимые только в специально усиленном оружии. “А разве так можно?”, – может спросить читатель, знающий из газет о недавно проваленном Думой законопроекте, разрешающем не то что “разгон”, а простое переснаряжение винтовочных боеприпасов. Можно. Но, к сожалению, не у нас. При этом, авторам статьи не известно ни одного случая, когда бы придуманный “вайлдкэттером” патрон применялся бы им исключительно в неких преступных целях, зато в оружейном мире имеется целый ряд пользующихся на рынке огромным успехом боеприпасов, впервые родившихся на рабочем столе энтузиаста-одиночки, такого как Рой Везерби.
Нужно сказать, что “придумыванием” собственных патронов в США занимается довольно много энтузиастов, вот только далеко не всем из них удается сделать что-то, действительно заслуживающее внимание. Рою это удалось. Главным направлением его творческих поисков были патроны с относительно легкими пулями, разгоняемыми до очень больших скоростей, в то время как большинство экспертов того времени советовали для зверовой охоты крупнокалиберные патроны с пулями большой массы. Везерби полагал, что выбранное им сочетание параметров позволит пуле при попадании создать т.н. гидростатический шок, позволяющий убить животное быстро и без лишних страданий. Свои патроны Рой создавал на базе гильз уже существующих боеприпасов, в том числе на базе знаменитого .300 H&H Magnum: так появились на свет патроны – .257, .270 и .300 Weatherby Magnum. Соответственно, винтовки для стрельбы своими патронами Везерби конструировал на базе тех затворных групп, которые он мог приобрести на тогдашнем американском рынке, включая “маузеровские” группы от различных европейских производителей. Открытая продажа этих винтовок началась в 1945 году, и именно этот год принято считать годом рождения компании Weatherby Inc., которой было суждено со временем превратиться из “компании в гараже” в одного из ведущих американских производителей спортивно-охотничьего оружия.
В скором времени результаты работы Роя привлекли к себе самое серьезное внимание тогдашних гуру “оружейной Америки”, включая легендарного писателя Элмера Кейта. Эти люди в своих статьях описывали возможности новых боеприпасов, тем самым инициируя среди американских стрелков спрос на оружие под высокоскоростные патроны Weatherby Magnum. Столкнувшись с ростом интереса со стороны покупателей, Везерби продолжил расширение линейки своих патронов (в настоящее время в семейство Weatherby Magnum входят калибры .224, .240, .257, .270, 7mm, .300, .30-378, .340, .338-378, .375, .378, .416 и .460), а также предложил для них в 1957 году особую затворную группу, специально предназначенную для применения боеприпасов особой мощности. В разработке новой затворной группы, помимо самого Везерби, принял участие главный инженер Weatherby Inc. Фред Дженни. Созданная ими группа, сперва получившая название “Модель 58”, со временем была переименована в “Mark V”, завоевав по этим названием известность во всем мире. Соответственно, название “Mark V” получила и магазинная винтовка с продольно-скользящим поворотным затвором, использующая эту затворную группу.
Концепцию затворной группы Mark V можно описать так: “мощная, безопасная, способная безбоязненно выдерживать высокие ствольные давления, разрывы гильз и пробития капсюлей, позволяющая использовать патроны крупного калибра, обладающая минимальным углом подъема рукояти затвора при перезаряжании”.
Массивный затвор Mark V выполнен из одного куска стали и имеет специальные пазы, предназначенные для облегчения конструкции и обеспечения плавной работы даже в условиях загрязнения. Затвор имеет три порта, предназначенные для отведения от лица стрелка пороховых газов в случае пробития капсюля или разрушения гильзы. Угол поворота затвора составляет всего 54 градуса, что обеспечивается расположением запирающих выступов в три ряда. В зависимости от модификации, затворная группа Mark V может иметь или 9 (для калибров Magnum) или 6 (для обычных калибров) запирающих выступов. “Стандартная” группа Mark V примерно на треть меньше, чем группа “Magnum”, и была разработана специально для патронов .30-06 Springfield и других патронов, созданных на его базе. В свою очередь, группа “Magnum” предназначена для патронов с большим диаметром гильзы, таких как .378 и .460 Weatherby Magnum.
Как и затвор, ствольная коробка Mark V выполнена из одного куска стали. В рекламных материалах Weatherby часто используется выражение “три кольца”. Это означает, что основание гильзы находящегося в стволе патрона окружено тремя кольцами оружейной стали: головкой затвора, стенкой патронника и ствольной коробкой, что, в итоге, обеспечивает исключительную прочность и безопасность конструкции. На момент своего появления Mark V стала наиболее прочной серийной затворной группой для “болтовой” винтовки, и продолжает сохранять за собой этот титул даже сегодня, почти полвека спустя.
В настоящее время винтовки Mark V производятся в широком диапазоне калибров и в ряде модификаций, предназначенных для зверовой охоты, варминтинга, а также для применения в качестве снайперского оружия (серия TRR). Кроме того, в семейство Mark V входит охотничий магазинный пистолет CFP, по сути представляющий собой укороченную винтовку с пистолетной рукоятью вместо приклада. В зависимости от модели, винтовки Weatherby Mark V могут иметь деревянную ложу или ложу из полимера с алюминиевым беддинговым блоком, а также длину ствола в 600, 650 или 700 мм. Стволы для винтовок Weatherby изготовляет компания Krieger, и, по желанию заказчика, на любой ствол может быть установлен дульный тормоз-компенсатор Accubrake, сокращающий ощущаемую стрелком отдачу более, чем на половину (данные Weatherby Inc.).
Как уже говорилось выше, затворная группа Mark V имеет два типоразмера: обычный и “Magnum”. Емкость несъемного магазина составляет, в зависимости от калибра, 2-3 патрона для боеприпасов Magnum и 4-5 патронов для обычных боеприпасов. Помимо высочайшей эксплуатационной прочности, винтовки Mark V отличаются прекрасной кучностью боя. Компания гарантирует, что для обычных винтовок Mark V в “фирменных” калибрах Weatherby размеры группы из трех выстрелов на дистанции 100 ярдов не превысят полутора дюймов. Соответственно, для целевых и снайперских винтовок гарантированный производителем размер такой группы составляет не более 0.99 дюйма. Для винтовок Mark V, выполненных под прочие патроны, подобный результат гарантируется при использовании боеприпасов от ведущих компаний-производителей. Безусловно, полуторадюймовая группа вряд ли произведет сногсшибательное впечатление на мастеров бенчреста, однако вспомним о том, что речь идет о заводском оружии, производитель которого не просто рекламирует его потенциальную кучность, но прямо заявляет о своей готовности нести ответственность в том случае, если винтовка не сможет показать заявленный результат.
Винтовки Mark V позиционируются производителем как оружие высокого, по американским меркам, класса: их цена в полтора-два раза превышает цены на схожие модели от таких массовых производителей, как Remington или Winchester. Вместе с тем, в модельной линейке Weatherby есть и “бюджетная” винтовка. Это модель Vanguard, появившаяся в 1970 году. Создавая ее, Рой Везерби постарался добиться прочности и точности боя Mark V в конструктивно более простой магазинной винтовке, с запиранием затвора на два упора вместо девяти. Винтовки Vanguard выпускаются в ряде модификаций для зверовой охоты и варминтинга в калибрах от .223 Rem до .338 WinMag. Несмотря на упрощенную конструкцию, винтовки Vanguard имеют такую же гарантированную производителем кучность, как и Mark V (не более полутора дюймов на сто ярдов для группы из трех выстрелов), при этом тестовая заводская мишень входит в комплект поставки оружия.
Интересно, что с самого момента появления модели Mark V производство компонентов для винтовок Weatherby, включая затворные группы, осуществляется на сторонних предприятиях по заказам Weatherby Inc. в точном соответствии со спецификациями компании. Подобная практика может показаться непонятной российским стрелкам, привыкшим к оборонным заводам-гигантам, в бескрайних цехах которых оружие создается от ложи до ствола. Теоретически такой подход может быть оправдан, но только в том случае, если число производителей оружия в стране можно сосчитать по пальцам. Для Америки, с ее сотнями компаний-производителей, подобная система подойти не может в принципе: в условиях динамично развивающейся рыночной экономики с минимальным административным регулированием предпринимателю, решившему самостоятельно организовать выпуск оружия под своим именем, будет гораздо выгоднее обратиться с заказами на компоненты к специализированным компаниям, чем пытаться самому найти деньги на собственный цех металлообработки. Небольшой производитель (напомним, что в Weatherby Inc. работает примерно три с половиной десятка человек), безусловно, может попытаться взять весь или почти весь производственный цикл на себя, как это делают мастера в Германии и Австрии, но тогда на выходе мы получим малосерийный или эксклюзивный продукт стоимостью в несколько тысяч или даже несколько десятков тысяч евро.
Если же речь идет о десятках тысяч винтовок ежегодно, то для производителя остается всего два выбора: или попытаться самому “обрасти” всеми необходимыми производствами, тем самым отвлекая от оборота огромные средства и наращивая численность персонала, или, как уже говорилось выше, обратиться к специалистам, переложив на них риски обладания производственной базой. Последнее соображение имеет немаловажное значение: авторы не понаслышке знают, как себя чувствуют отечественные промышленные гиганты в периоды спада на их продукцию, и в каком режиме порой получают зарплату их сотрудники. В свою очередь, крупному предприятию, работающему со множеством сторонних заказчиков, гораздо проще загрузить свои производственные линии. В конечном итоге, выигрывают от такой схемы все, включая, в первую очередь, розничного потребителя: понятно, что стоимость затворной группы Mark V, произведенной на крупном предприятии, будет существенно ниже, чем если бы Weatherby Inc. пришлось бы для выпуска этого компонента устанавливать у себя собственную металлообрабатывающую линию.
Правомерно ли вообще называть такую компанию производителем оружия? А почему бы и нет? Ведь называем же мы “производителями” автомобилестроительные компании, продукция которых практически полностью состоит из компонентов, поставляемых сторонними компаниями. Weatherby Inc. является разработчиком своих винтовок, она самостоятельно осуществляет выбор поставщиков компонентов и контролирует качество их работы, осуществляет сборку и инспекцию готовых винтовок, и, главное, компания полностью несет все обязательства по сервису и гарантийному обслуживанию своей продукции. Кроме того, при компании действует тюнинговый центр (“custom shop”), где любой желающий может заказать себе эксклюзивную винтовку или ружье “специально для себя”.
За время производства винтовок Weatherby компоненты для них изготавливались такими известными в мире оружия компаниями, как германская J.P. Sauer & Sohn, японской Howa Machinery Company, Ltd. и американской Saco Defense (Не путать с финской компанией Sako! Saco Defense является ведущим американским производителем группового стрелкового оружия, такого как пулеметы и автоматические гранатометы). Помимо этого, производством компонентов для винтовок Mark V и Vanguard занимается целый ряд специализированных металлообрабатывающих компаний, отобранных в соответствии с их способностью следовать бескомпромиссным стандартам качества, установленным для всей продукции Weatherby Inc.
Начиная с 1983 года, место Роя Везерби во главе Weatherby Inc. занял его сын Эд Везерби. Приход Эда был отмечен расширением модельной линейки компании, в которую, помимо традиционных винтовок, вошли также гладкоствольные ружья: “вертикалки” и “горизонталки” Orion и Athena и полуавтоматы SAS. В отличие от винтовок, ружья Waetherby Inc. импортирует из Испании, Италии и Японии, просто предлагая их на американском рынке под своим именем. Соответственно, это имя является лучшим свидетельством качества данного оружия. В настоящее время, на гладкоствольные ружья приходится примерно 20% от общего объема продаваемого Weatherby Inc. оружия.
Что же в итоге?
Как уже говорилось выше, история оружия Weatherby – это история хобби одного человека, хобби, которое со временем превратилось в успешный бизнес для него и его потомков, став делом всей их жизни. Успеху Роя Везерби способствовал целый ряд факторов, включая весьма либеральное американское оружейное законодательство, свободную рыночную экономику, наличие огромного спроса на новое интересное оружие, и, не в последнюю очередь, существование в США развитой оружейной журналистики, служащей проводником информационных потоков между талантливыми изобретателями-одиночками, грандами индустрии и потенциальными покупателями оружия. В итоге получилось то, что получилось: относительно небольшое предприятие с мировым именем и весомыми позициями на современном рынке спортивно-охотничьего оружия. Хочется надеяться на то, что в будущем такие “истории успеха” мы сможем наблюдать и в нашей стране.
Тест
Для проведения редакционного теста нами была отобрана винтовка Weatherby Mark V калибра .30-06 Spr. Этот выбор был сделан нами не случайно: нам хотелось попытаться разрушить стереотип, сложившийся у многих известных нам стрелков, считающих американские винтовки исключительно целевым оружием, пригодным скорее для варминтинга, чем для серьезной зверовой охоты. Корни этого стереотипа, или, вернее, заблуждения, кроются в ассортименте отечественных оружейных магазинов, где из продукции американских компаний представлены, в первую очередь, высокоточные винтовки, с их толстыми целевыми стволами без механических прицелов, полимерными регулируемыми ложами, сошками и всевозможными “хитрыми” дульными устройствами. Подобный интерес импортеров вполне понятен: рост интереса к варминтингу в нашей стране происходит на фоне отсутствия адекватного оружия российского производства, так что удовлетворение спроса на высокоточное магазинное оружие для дальней стрельбы американскими винтовками выглядит вполне оправданным.
Вместе с тем, не стоит забывать, что охота с американской винтовкой – это далеко не всегда варминтинг. В линейке продукции Remington, Winchester, да и той же Weatherby есть любое оружие – начиная от легких компактных винтовок для длительной пешей охоты в горах, и заканчивая эксклюзивными образцами под “слонобойные” патроны, предназначенными для африканских охот. И, этот широчайший ассортимент представлен не только в каталогах компаний-производителей: такое оружие реально продается и используется стрелками на охотах во всех уголках нашей планеты, как правило, получая самые благоприятные отзывы.
В подобных условиях мы решили пойти на определенный компромисс, взяв для теста оружие под патрон .30-06 Spr. На наш взгляд, в российских условиях .30-06 является одним из наиболее универсальных винтовочных боеприпасов, способным, в зависимости от снаряжения, использоваться как для варминтинга или высокоточной стрельбы на большие расстояния, так и для охоты на всех без исключения зверей, водящихся в наших краях.
Для теста нами использовались патроны производства Remington, снаряженные пулями массой 12 гр. В соответствии с указаниями компании, нами были отстреляны несколько серий по 3 выстрела на дистанции 100 метров (разницей в 90 см. по сравнению с искомыми 100 ярдами мы решили пренебречь). Результаты вы можете увидеть в прилагаемых таблицах: в лучших сериях гарантия компании-производителя была успешно подтверждена. Рискнем предположить, что, по мере наработки опыта обращения с таким, без преувеличения, прекрасным оружием, подобные результаты постепенно стали бы обычным делом.
Заключение
Нам очень понравилась отстрелянная нами винтовка Weatherby Mark V. Это высококачественное оружие, предлагаемое по вполне оправданной для него цене. При всем при этом, Mark V – это не изысканный “немец”, которого лишний раз побоишься доставать из оружейного кейса в плохую погоду, это настоящая рабочая винтовка, прекрасно решающая те задачи, для которых она предназначена.