В прошлом номере журнала мы рассказывали о “цивильной” версии AUG-Z. Отличная винтовка, но как она выглядит в сравнении с другими западными аналогами? Например, с классической M-16 в гражданском исполнении? Для ответа на этот вопрос мы отправились на стрельбище.
“Тактические” винтовки всегда вызывали и будут вызывать повышенный интерес в нашей стране. Неудивительно, что гражданские версии западных штурмовых винтовок надолго обосновались на прилавках российских оружейных магазинов. Две самые известные модели, AUG и М16, являются, пожалуй, самыми популярными на сегодняшний момент, вкупе с кинематографической “узнаваемостью”, не в последнюю очередь благодаря славе их боевых “родственников” .
В прошлый раз мы назвали AUG-Z “черной винтовкой”, имея в виду то, что она сменила “военный” оливковый окрас. А вот словосочетание “черная винтовка” по отношению к М16 придумано не нами и давно уже является классикой.
Собственно, вторая винтовка называется не М16, а XR-15, что, тем не менее, не отменяет ее принадлежности к “клану Стоунера”.
Производит XR-15 американо-британская компания Sabre Defence Industries. Скажем несколько слов об этой компании. Ее основной профиль – производство пулеметных стволов по заказу Пентагона. Sabre (в переводе – саблезубый тигр, он и изображен на логотипе компании) производит стволы для тяжелых пулеметов М2 калибра 12,7 мм, а также блоки стволов для авиационных 7,62-мм пулеметов М134 Minigun (вспомнили фильмы про Терминатора и Хищника?).
Другое направление компании – производство клонов знаменитой М16 в самых различных модификациях – помимо обычных винтовок и карабинов есть Target, Varmint и даже Heavy Bench Target! Главным отличием от других клонов знаменитой “черной винтовки” является использование при производстве стволов технологий, применяемых в “пулеметном” секторе (вам это не напоминает одно известное российское предприятие?). По утверждениям фирмы, стволы изготавливаются из очень качественной хромо-ванадиево-молибденовой стали и имеют твердость в среднем на 10 пунктов по Роквелу больше, чем аналогичные стволы, изготовленные из более дешевой стали 4140.
Могут изготавливаться дополнительные стволы к винтовкам серии XR-15 различной длины и толщины, конфигурации, а также с хромированной внутренней поверхностью.
Про AUG-Z мы рассказывали совсем недавно, напомним лишь, что исполнение “цивиль” (Z) отличается от своего боевого собрата цветом пластика (черный), применяемыми прицельными приспособлениями (планка Пикатинни), иной формой щелевого пламегасителя и изменениями в соответствии с законодательством (только полуавтоматическая стрельба, магазин на 9 патронов).
Держим в руках
Начнем с общего вида – на снимках видно, что при одинаковой длине ствола AUG-Z сантиметров на 20 короче, чем XR-15. Этот плюс – последствие компоновки “булл-пап”.
Предохранители есть у обеих винтовок. У AUG-Z это перемещающаяся вправо-влево кнопка, расположенная непосредственно над спусковым крючком. Интуитивно понятно, удобно.
У XR-15 предохранитель выполнен в виде флажка, смонтированного на левой стороне ствольной коробки. По контрасту с AUG-Z мы отметили, что к флажку нужно привыкать, он не так “прозрачен” для пользователя, как кнопка AUG, хотя подразумевается, что стрелок должен оперировать с этим флажком большим пальцем правой руки.
А вот с кнопкой фиксации магазина ситуация обратная – у XR-15 она более удобна, так как позволяет работать одной рукой – одного нажатия большим пальцем правой руки достаточно для удаления пустого магазина. У AUG-Z защелка магазина (скорее клавиша, чем кнопка) находится в основании приклада и одной рукой с ней работать сложнее.
Рукоятки затворов, как это принято у западного оружия, не имеют жесткой связи с самими затворами. Для пользователей АК и его клонов это будет непривычно. В принципе ничего страшного, но к этому нужно быть морально готовым.
У XR-15, как и у боевого прототипа, есть кнопка для “проталкивания” недосланного патрона, которой мы, к счастью, так и не воспользовались.
Рукоятка затвора у XR-15 Т-образная и расположена в затыльнике ствольной коробки, а у AUG-Z – с левой стороны ствольной коробки, ближе к газоотводу. Последствия проявляются при установки оптических прицелов: у XR-15, чтобы передернуть затвор, приходится “подныривать” пальцами под окуляр оптики, а у AUG-Z другая беда – нельзя ставить кольца оптики выступающими “барашками” (на быстросъемных кронштейнах) на сторону рукоятки, которая может задеть за них.
Особенностью прицельных приспособлений является то, что обе винтовки имеют планку Пикатинни, установленную сверху ствольной коробки. Это позволяет быстро монтировать различные оптические, коллиматорные и ночные прицелы.
Механических прицельных приспособлений у AUG-Z не предусмотрено, вместо них может использоваться коллиматор.
У XR-15 же есть мушка и диоптрийный целик, смонтированный в съемной ручке для переноски. Последняя устанавливается на планку Пикатинни.
На цевье у AUG-Z- удобная складная рукоятка.
Пластмасса на обеих винтовках довольно качественная, приятная на ощупь. Механическая обработка внешней поверхности ствола выполнена лучше у XR-15.
Стреляем
Этот тест мы решили провести, обращая главное внимание на удобство самого оружия при использовании различных прицельных приспособлений.
Благо нам удалось получить на тест одновременно несколько прицелов: оптические прицелы Kahles Helia CT 2-7×36; Hakko Autronic Super 3-10х40 с сеткой Mark X (с подсветкой прицельной марки); коллиматорный прицел Hakko Panorama Mk-III.
Для теста мы взяли отечественные патроны WOLF (Тульский патронный завод) с томпаковой оболочкой пули.
Мы решили воспользоваться возможностью быстрой установки оптики на это оружие: на каждую винтовку поочередно устанавливался каждый прицел из вышеприведенного списка, затем велась стрельба. Отличия заключались в том, что с использованием механических прицельных приспособлений стрельба велась только из XR-15 ввиду полного отсутствия таковых у AUG-Z, а на XR-15 не устанавливался прицел HAKKO, так как он имеет несколько большие размеры, чем Kahles.
Во всех случаях была выбрана дистанция 50 м. Стрельба велась сериями по пять выстрелов из положения “сидя” с упора, температура воздуха +12 по Цельсию, штиль.
От AUG-Z остались противоречивые впечатления – с одной стороны, очень удобный хват винтовки (особенно навскидку), с другой стороны – очень тугой спусковой крючок. Тем не менее, результаты стрельбы из AUG-Z просто восхитительны – лучшая группа с использованием прицела Kahles умещается под рублевой монеткой, что в переводе на относительные величины составляет около одной угловой минуты (не будем забывать, что стрельба велась на 50 м).
Кроме того, мы отметили чуть меньшую, по сравнению с XR-15, отдачу – опять-таки, следствие компоновки “бул-пап”.
XR-15 можно порекомендовать тем, кто привык к классическому хвату винтовки. Отметим очень удобный диоптрический прицел. Спуск гораздо легче, чем у AUG-Z, но у него другой недостаток – есть ощущение, что его ход довольно большой, да еще и с некоторой долей “клацанья”. Но общее впечатление таково – спуск вполне нормален для массовой винтовки, к которой не стоит подходить с требованиями целевого оружия.
Порадовала работа автоматики – ни одного сбоя, хотя всего было отстреляно более сотни патронов на каждую винтовку. Во многом тут заслуга патронов – напомним, что мы использовали тульские патроны WOLF, кстати, сертифицированные такими известными фирмами, как Heckler und Koch и Glock.
Выводы
Покупка штурмовой винтовки за 3000 условных единиц – поступок, который вряд ли можно назвать прагматичным. Скорее, это состояние души.
Поэтому, совершенно бесполезно отговаривать человека, решившегося на такое, приводя доводы разума.
Да мы и не будем этого делать – обе винтовки при близкой цене имеют свои преимущества и недостатки, но, в целом, эквивалентны по потребительским свойствам. Обе они имеют богатую историю и, конечно, обладают пресловутой “харизмой”.
Компоновка “булл-пап” (AUG-Z) имеет свои преимущества – компактность, лучшую прикладистость. Но не каждый способен оценить эстетику такого оружия. Тем, кто любит “классику” – для того XR-15.
При этом стоит отметить, что AUG-Z немного удобнее в обращении, немного точнее, но XR-15 чуть-чуть дешевле.
В общем, впечатления от обеих винтовок самые благоприятные – качественное, очень удобное оружие, сделанное с заботой о стрелке. И, вопреки скептическим предположениям, весьма надежное. Перефразируя народную мудрость, можно сказать – “старые боевые кони борозды не испортят”.