Интерес к классическим “болтовым” винтовкам сейчас велик как никогда. Объяснение этому довольно простое – винтовка с продольно скользящим затвором в силу своих особенностей несколько точнее полуавтомата, надежнее и легче.
Выбор винтовок и карабинов такого типа в советский период ограничивался незабвенной винтовкой Мосина, серией карабинов “Лось/Барс” и уж совсем небольшим количеством оружия МЦ. Кроме того, в страну “просачивались” импортные карабины (в основном, чешского производства).
С началом 90-х годов, когда в продаже появилось импортное оружие, отечественные заводы также понемногу стали расширять ассортимент карабинов с продольно-скользящим затвором.
Одной из наиболее успешных идей стало использование затворных групп Mauser – сначала Тульским Оружейным, а затем и Вятско-Полянским машиностроительным заводами.
Откуда пошел Mauser в России?
Поначалу это были переделки трофейных винтовок Mauser 98k, сохранившихся на армейских складах со времен Второй мировой войны. Приведенные в рабочее состояние, КО-98 (и Вятско-Полянские аналоги под маркой ВПО) шли с минимальными переделками на прилавки российских магазинов. Изначально, они выпускались в “родном” калибре 8х57 IS, затем к нему добавились карабины, перестволенные под .308 Win. Донце гильз этих двух патронов имеет сходные размеры, соответственно переделка затвора не потребовалась.
КО-98 и КО-98М1 внешне ничем не отличались от старой армейской модели Mauser. Нужно признать, что форма ложи этой винтовки довольно далека от совершенства, на что жаловались прежде всего охотники. Поэтому первой “модернизацией” стало освоение облегченной ложи охотничьего типа с прикладом “Монте-Карло”. В то же время, стало очевидно, что карабины под калибр 8х57IS не смогут завоевать популярность ввиду отсутствия массового дешевого патрона на российском рынке. В то же время, .308 Win, несмотря на свою универсальность, не всегда может быть успешно использован по крупному зверю.
В результате следующим шагом стало расширение количества калибров винтовок на базе Mauser. Первым делом был освоен калибр .30-06 Sprg (его гильза, как хорошо известно, являлась основой для .308 Win). Большим преимуществом этого патрона является доступность как импортных боеприпасов, так и отечественных. Некоторое время назад ВПМЗ “Молот” объявлял о планах освоения и других калибров, созданных на базе гильз .308/30-06, – а именно: .243 Win (выпуск которого также налаживается отечественной патронной промышленностью), .270 Win, а также 9,3х64 мм (известен по карабинам “Тигр-9” и “Лось-9”). Таким образом, впервые за последние годы в России предпринята попытка создания не только одной винтовки, но и целой системы оружия, включающей в себя относительно небольшие калибры (.243, .270 Win), средние (.30-06, .308 Win) и крупный (9,3х64 мм).
Но вернемся к генезису винтовок Mauser в современной России.
К затвору Mauser 98 особых претензий не возникало никогда – прочный и надежный механизм успешно зарекомендовал себя на протяжении двух мировых войн и стал образцом подражания для конструкторов многих других винтовок. До сих пор, многие фирмы с мировым именем (например, Holland&Holland) используют немного модернизированную систему Mauser для винтовок VIP-класса – для “африканских” охот и других опасных приключений. Все это говорит о чрезвычайной надежности этой затворной группы.
Однако и у него есть свои недостатки. Если говорить об армейском варианте, то всегда вызывал нарекание предохранитель – за его чрезвычайно тугой ход. Кроме того, из-за нахождения на хвостовике затвора, в определенных случаях им невозможно было пользоваться вообще – например, при низкой посадке оптического прицела.
Существовала еще одна серьезная проблема – сложность крепления оптического прицела к затворной коробке “родного” Mauser. Дело в том, что просверлить цементированную ствольную коробку Mauser 98к – задача не из легких. Да и найти подходящую базу в России довольно сложно.
В то же время, в мире производятся множество систем охотничьих винтовок – “клонов” Mauser. Наиболее в этом деле преуспели наши недавние союзники по соцблоку – чехи (CZ и Zbrojovka Brno) и сербы (Zastava Arms).
В этих винтовках проблемы с предохранителем и креплением оптики были успешно решены.
Естественно, что родилась идея совместить прекрасный вятско-полянский кованый ствол с современной затворной группой зарубежного производства.