Мир дробовых полуавтоматов, как это принято считать, ведет свою родословную со знаменитого Browning Auto 1900 г. Как мы помним, этот образец имеет автоматику, основанную на откате подвижного ствола, сцепленного с затвором. Впоследствии эту схему воспроизводили во многих ружьях (“Винчестер” 1911 г, “Вальтер” 1922 г и ряд других систем), включая до боли знакомое россиянам МЦ-21-12.
С течением времени, более популярной стала идея использования в приводе автоматики энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в канале ствола. Это стало возможным благодаря появлению патронов к гладкоствольному оружию с более или менее прогнозируемыми свойствами. Эта система стала в настоящее время, пожалуй, доминирующей в мире охотничьих полуавтоматов. Достаточно назвать такие ружья, как Browning Gold Fusion, Beretta Urika, отечественные МР-153, “Бекас-Авто”, “Сайга”.
Тем не менее, в самом начале эры гладкоствольных полуавтоматов появилось, как сейчас сказали бы, “альтернативное” решение в виде инерционной автоматики. Шведский инженер Шегрен (Сегрен) применил эту схему в своем ружье 1904 года. Вот как описывал его работу известный автор книг по оружию В.Е. Маркевич: “…на затворе имеется тяжелая скользящая накладка. При выстреле, когда все ружье получает толчок назад, накладка затвора, оставаясь на месте, надвигается на запирающий механизм и производит отпирание затвора, последний скользит назад, выбрасывает гильзу, заряжает ствол новым патроном и взводит ударник”.
В тот момент ружье Шегрена не выдержало конкуренции с Браунингом, хотя и стоило существенно дешевле.
Но, как писали классики, история развивается по восходящей спирали. Возобновили тему инерционной автоматики в век засилья газоотводных полуавтоматов (достигших к тому времени, если и не совершенства, то очень высокой степени надежности) итальянцы. Почему вдруг они решили оживить, как многим тогда казалось, тупиковую ветвь эволюции полуавтоматов? Ответить на этот вопрос поможет знакомство с современными газоотводными системами. Чистка после стрельбы такого оружия является довольно муторным занятием – особенно газовых камер, поршней и т.п. Если посмотреть в целом, то мы увидим, что инерционный полуавтомат имеет значительно меньше деталей, что благотворно сказывается на простоте разборки и обращения с таким оружием. Единственной проблемой было заставить работать эту автоматику с такой же степенью надежности, на патронах различного снаряжения, что и газоотвод.
К тому времени уже произошло накопление технологических возможностей, позволивших совершить качественный скачок в производстве инерционного оружия. Первенцем новой эпохи стал хорошо известный у нас полуавтомат фирмы Benelli.
Преимущества и недостатки обеих схем автоматики хорошо известны. Если говорить об инерционной схеме, то ей в упрек, в первую очередь, ставят жесткую отдачу, имея в виду ружье конкретной модели.
Но, если еще лет пять назад, выбор импортного полуавтомата сводился к дилемме “газоотвод или “Бенелли”, то сейчас уже появились и другие ружья, использующие инерционную схему.
Кто Вы, синьор Гуерини?
Провинция Брешия, что на севере Италии, всегда считалась главным арсеналом этой средиземноморской страны. Именно здесь более, чем семьсот лет назад появились знатные фамилии итальянских оружейников, ставшие знаменитыми на весь мир.
Немудрено, что здесь же расположилась и молодая фирма Caesar Guerini, получившая такое название по имени ее хозяина и директора. Цезарь Гуерини далеко не новичок в оружейном бизнесе. Несколько лет он провел на ведущих конструкторских должностях в компании Fabarm. Накопленный там опыт позволил Цезарю быстро наладить выпуск относительно недорогого, но качественного оружия, которое должно было, по его мысли, вобрать в себя самые современные технологии. При этом, Гуерини не отметает традиций старых оружейников, сложившихся в Брешии.
Это отражено даже в девизе компании, который можно перевести так: “Качество старых мастеров и высокие технологии”. В этом философия компании.
Как уже было сказано выше, Цезарь Гуерини, имея богатый опыт работы в других оружейных компаниях, выбрал свой собственный путь развития, не повторяя чужих конструкций, но творчески перерабатывая удачные решения, переосмысливая их и добавляя что-то новое. Например, развивая линию своих полуавтоматов, Цезарь не пошел по пути Fabarm, развивая “газоотводное” направление, но и не стал слепо копировать знаменитый “инерционник” от Benelli, а сделал свою собственную, оригинальную конструкцию, которая смогла избавится от некоторых слабых мест последнего.
Для России имя Caesar Guerini новое. Тем не менее, в продаже уже появились ружья этой фирмы. Мы решили поближе познакомиться с самой интересной (и в чем-то сенсационной) полуавтоматической моделью Roman/Gladius.
Как это работает
Собственно говоря, оба этих ружья одинаковы по устройству. Разница только в том, что Roman позиционируется как ружье начального (базового) уровня, а Gladius претендует на более высокую ступеньку. Он отличается более качественной древесиной, используемой в ложе, а также гравировкой с золотой насечкой на ствольной коробке.
Теперь поговорим немного об устройстве ружей. Внешне Roman/ Gladius мало чем отличается от классических охотничьих полуавтоматов: подствольный трубчатый магазин, окно для заряжания снизу ствольной коробки, съемный ствол.
Но стоит его разобрать, как понимаешь, что перед тобой лежит нечто необычное. Кстати говоря, сама по себе разборка выполняется очень просто, и требует всего несколько секунд. Итак: внутри ружья всего ТРИ подвижные детали, а именно – затвор (в сборе), рама, возвратная пружина. Работает это все следующим образом.
Затвор имеет подвижный выступ (клин), качающийся в вертикальной плоскости. Этот выступ входит в зацепление с вырезом на стволе. Под действием отдачи всего оружия рама (на которой закреплен затвор и которая сцеплена с возвратной пружиной) смещается назад, происходит отпирание канала ствола (клин уходит вглубь затвора), экстрагируется гильза, рама перемещается назад, сжимая пружину. Пружина поглощает часть энергии отдачи, делая ее более растянутой. Дойдя до крайнего заднего положения, пружина начинает разжиматься, досылая вперед новый патрон из магазина, затвор вновь запирается.
Расположение возвратной пружины вокруг трубчатого магазина, помимо улучшения отдачи, имеет и еще два положительных момента: во-первых, не прослабляется шейка приклада, в отличие от систем, где пружина находится в этом месте. Теоретически, это дает гарантию того, что дерево не расколется в таком уязвимом месте. А, во-вторых, пружина гораздо более доступна на тот случай, если ее требуется почистить от набившейся туда грязи.
Клиновое запирание затвора применяется испокон века на американских помповых ружьях и зарекомендовало себя с самой лучшей стороны. Система проста и как следствие – в вышей степени надежна.
Выводы
Roman/Gladius представляет собой достаточно интересную конструкцию, сочетающее в себе высокие потребительские свойства и простую конструкцию (почти на уровне помповика), позволяющую легко разбирать это ружье для обслуживания. В этом ружье устранены некоторые недостатки, которые были присущи полуавтоматическим ружьям, использующим схему инерционной автоматики.
Ружья Caesar Guerini отлично справляются со всеми навесками патронов (может быть, кроме самых слабых 24 г), и достаточно универсальны для применения на различных видах охот, а также занятий спортом.
Caesar Guerini Roman MMI
Ствол ружья изготавливается из хромо-молибденовой стали, изнутри хромирован. Внешняя обработка – матовая.
Механизм работы автоматики – инерционный.
Ружье выпускается в четырех вариантах: Roman MMI, Roman MMI Battue, Gladius, Gladius Battue. Все они имеют калибр 12/76 мм. Длина ствола моет быть 61, 66 или 71 см. Вариант Battue отличается винтовочными прицельными приспособлениями (с регулируемым целиком), а у остальных – 6 мм вентилируемая планка. Roman – простое исполнение, Gladius – с гравировкой на ствольной коробке. Различаются также варианты исполнения деревянной ложи.
Ружья могут поставляться как с постоянными, так и со сменными чоками (система selectachoke). Есть также чок типа “парадокс”.
Калибр 12/76
Вес, г 3,05
Магазин 5 патронов
Производитель Caesar Guerini, SPA (Италия)