Можно сказать, что этот пистолет появился у меня случайно. Его подарил мне мой друг Сергей, поступивший согласно древним обычаям гор: если твой гость чем-то восхищается, ты должен ему это отдать. После того, как я чуть-чуть отошел от последствий такого интернационального гостеприимства, я осознал, что теперь я еще на один шаг приблизился к мечте Сергея Шнурова: стать «Агентом 007». Итак, у меня появился Walther PPK/S!!!
PPK/S стал далеко не первым моим пневматическим, вернее, газобаллонным пистолетом. Как и многие другие люди, увлеченные оружием, в период «младшего студенческого возраста» я пережил определенный этап, который проще всего охарактеризовать двумя вопросами, задаваемыми такими «жертвами пневматики» продавцам оружейных магазинов: «А бутылку со скольки метров бьет? А баллона на сколько хватает?» Судя по всему, эта болезнь до сих пор не побеждена окончательно, единственное, что сегодня у ее жертв гораздо шире выбор возможных средств для облегчения своего кошелька: о таком ассортименте пневматики, который представлен на рынке сегодня, десять лет назад можно было только мечтать…
Мой первый пистолет (Daisy 93) исправно бил бутылки, при этом демонстрируя весьма умеренное потребление газа. Эти обстоятельства послужили главной причиной того, что в течение длительного времени я вполне довольствовался этим оружием, не помышляя о расширении арсенала. Мне неоднократно доводилось стрелять из других пистолетов, принадлежавших моим друзьям, и, надо сказать, они во многом выигрывали у моего (или моей?) Daisy. Они выглядели «круче», и стреляли точнее, чем она. Надо сказать, что для них это было не слишком сложно: наружный корпус у 93-й выполнен из пластмассы, придающей ей откровенно «игрушечный» облик, а простой нерегулируемый прицел в сочетании с гладким подвижным стволом и достаточно тяжелым и длинным спуском существенно затрудняют меткую стрельбу из этого оружия. Порой я бывал увлечен этими пистолетами настолько, что мне хотелось забросить Daisy куда подальше, и купить себе чего-нибудь «этакое»… Помню, что особенно сильное впечатление на меня произвел МР-654 моего друга – тогда желание стать владельцем «почто что настоящего «Макарова» едва не заставило меня бросить все и скорее бежать в магазин… Однако, этого так и не случилось. Почему? Наверное, я однолюб. Или консерватор… Или слишком люблю деньги… Иными словами, за все эти годы я так и не встретил пистолет, который увлек бы меня настолько, что я согласился променять на него свою 93-ю.
В первый раз, когда я прочитал про PPK/S, я подумал что-то типа того, что «буржуи совсем взбесились с жиру». Идея использования на пневматике откатывающегося затвора показалась мне исключительно средством «раскрутки» падкого до экзотики потребителя на покупку новой дорогой игрушки. Общее впечатление было таким: «Дорогой, маломощный, с лишними «наворотами». Иными словами: не та вещь, которой мне хотелось обладать.
Это впечатление коренным образом изменилось после того, как я впервые в жизни пострелял из этого пистолета. Случилось это, кстати говоря, дома у Сергея, где мы за чаем с плюшками обсуждали выставку ARMS’2003. Оговорюсь: городская квартира – это не самое подходящее место для стрельбы из пневматики, и если вы все таки решитесь на это, не забудьте обзавестись подходящим пулеулавливателем. Короче говоря, стрелять из PPK/S мне понравилось. Весело снующий туда-сюда затвор, «почти настоящий» подброс ствола, «честная» затворная задержка… Пистолетик настолько явственно кричал: «Я хочу быть настоящим!», что не оценить это было попросту невозможно. Судя по всему, мои мысли слишком хорошо просматривались у меня в глазах…
Что было дальше – вы уже знаете; совершенно неожиданно для себя самого я вдруг оказался счастливым обладателем хотя и не нового, но находящегося в идеальном состоянии Walther PPK/S с парой запасных магазинов и красивой поясной кобурой «made in заграница». Рассказав предысторию появления этого оружия, нельзя коротко не коснуться его самого.
Признаюсь честно: я никакой специалист по пневматике. Я не могу оценить, насколько одна модель пневматики конструктивно превосходит другую, или какие скрытые резервы имеются в том или ином пистолете и как можно их реализовать. Мои запросы гораздо проще: пистолет не должен чересчур явно травить газ, а этого газа должно хватать на достаточное количество выстрелов на одном баллончике. И, подобное поведение оружие должно демонстрировать в течение как можно более длительного срока эксплуатации. Как я уже говорил, раньше к этому добавлялось требование пробития пресловутой «бутылки». Я до сих пор раскаиваюсь за сотни набитых мною сотоварищи единиц стеклотары, и слезно прошу прощения у тех четвероногих друзей, которые могли поранить лапки на «местах нашей боевой славы»…
Сегодня мои запросы гораздо проще: пистолет должен попадать в мишень, не обязательно слишком кучно, но, по крайней мере, стабильно. Совершенно необязательно, чтобы оружие можно было использовать для коррекции пола самцов комара, но на 10-15 метрах группа пробоин на мишени должна напоминать именно группу пробоин, а не дробовую осыпь при стрельбе из ружья с раструбом. Для чего я это пишу? Для того, чтобы заранее предупредить настоящих специалистов по пневматике, что они не найдут в моем описании PPK/S ничего нового и интересного для себя. Это откровения дилетанта, и читать их стоит только таким же дилетантам, если у них, конечно, есть для этого свободное время.
Walther PPK/S представляет собой пневматический пистолет калибра .177 (4.5 мм), предназначенный для стрельбы круглыми стальными пулями «ВВ». Подача пуль происходит из сменного 15-зарядного магазина, устанавливаемого в шахту в рукояти оружия. Для метания пули, а также для взведения УСМ пистолета после очередного выстрела используется энергия сжатого углекислого газа, стандартный 12-граммовый баллончик с которым находится в рукояти пистолета. УСМ PPK/S простого (одинарного) действия, т.е. перед первым выстрелом его курок нужно взвести вручную. Перед началом стрельбы необходимо вставить полный баллончик с газом под съемную левую щечку рукояти и поместить в шахту снаряженный магазин. Затем – передернуть затвор (можно просто взвести курок вручную, хотя это выглядит не так эффектно…) и нажать на спусковой крючок. После израсходования всех пуль затвор пистолета встает в заднем положении на задержку. Для того, чтобы вернуть его в переднее положение, нужно вытащить пустой магазин и отвести затвор рукой чуть-чуть назад.
Внешне пистолет практически полностью соответствует «настоящему» Walther PPK/S (естественно, что пневматический пистолет сразу выдает малокалиберный ствол и торчащий из-под рукояти прижимной винт баллончика). Более того, даже неполная разборка PPK/S происходит по тому же принципу, что и у знаменитого аналога, т.е. путем снятия затвора «назад-вверх-вперед» после отведения подпружиненной спусковой скобы вниз. Среди наиболее существенных отличий пневматической модели нужно отметить материал ее корпуса (легкий сплав), а также систему предохранения от случайного выстрела. Обычный «вальтеровский» предохранитель на затворе у пневматического пистолета был заменен на рычаг, расположенный на правой стороне рукояти пистолета, к слову говоря, не слишком удобный в обращении. На том месте, где у настоящего пистолета расположен флажок предохранителя, на затворе пневматического PPK/S выполнен простой декоративный прилив.
Из приведенного описания видно, что в плане обращения Walther PPK/S весьма напоминает «настоящее» короткоствольное оружие – порядок его приведения в боеготовое состояние и обращения при стрельбе практически в точности такой же, как и у боевого пистолета. В этом кроется основное отличие от других современных пневматических пистолетов от Umarex, таких как Walther СР-88 или Walther СР-99, также внешне напоминающих боевые образцы. Более того, с точки зрения имитации работы механизмов огнестрельного оружия PPK/S наголову опережает даже такой «сверх-аутентичный» пистолет как МР-654. Именно в этом и кроется главная изюминка Walther, заставляющая многих останавливать свой выбор именно на этом оружии.
Действительно, с точки зрения чисто «пневматических» критериев PPK/S сложно назвать выдающимся пистолетом. Короткий гладкий ствол, использование не свинцовых, а потенциально менее метких стальных пуль, низкая (всего лишь около 90 м/сек) начальная скорость пули – в мире существует масса пистолетов, которые стреляют и точнее, и сильнее. Однако, эти пистолеты – это «всего лишь» пневматика. А PPK/S – это «почти настоящее» оружие.
Пневматический Walther P-88, каким бы «настоящим» он ни был внешне, не научит вас быстро передергивать затвор после извлечения пистолета из кобуры. С его помощью вы никогда не узнаете нелепого ощущения, возникающего у человека, безуспешно давящего на спуск и не понимающего, что затвор его пистолета уже давно стоит на задержке. Да и сам лязгающий звук затвора, возвращающегося в переднее положение – согласитесь, он стоит дорогого. Конечно, затвор МР-654 лязгает еще более грозно, но для того, чтобы наслаждаться этим звуком, вам каждый раз придется заново отводить его назад вручную: точно копируя ПМ во многих аспектах, его «пневматический младший брат» не имитирует «работу автоматики».
Иногда можно встретить мнение, что, благодаря своим уникальным особенностям, PPK/S может выступать в качестве своего рода суррогата боевого пистолета при обучению стрельбе. По большому счету, это так. В конце концов, на роль такого «тренажера» может сгодиться абсолютно любой пистолет, будь он пневматический, или даже вообще игрушечный: все зависит только от того, какие именно навыки вы собираетесь отрабатывать с его помощью. Однако, здесь я хочу отметить один немаловажный момент: с помощью PPK/S вы вряд ли научитесь в мгновение ока выхватывать пистолет, передергивать затвор и в движении поражать несколько целей подряд. Вернее, научиться то этому вы может быть и научитесь, но вот единственное оружие, с которым вы сможете реализовать этот навык на практике, будет все тот же PPK/S, причем не боевой, а исключительно пневматический. Почему? Потому, что усилие взведения затвора у «настоящего» пистолета гораздо больше, чем у пневматического, а при стрельбе этот затвор ходит существенно энергичнее. У большинства боевых образцов спуск гораздо жестче, чем у PPK/S, особенно при стрельбе самовзводом. Кроме того, выстрел из «настоящего» пистолета сопровождается «настоящими» же подбросом и отдачей, не говоря уже о звуке. И, наконец, помимо пули, огнестрельный пистолет в момент выстрела выбрасывает еще и гильзу, которая, например, вполне может разбить нос зазевавшемуся наблюдателю. Таким образом, в совершенстве освоивший PPK/S стрелок при переходе на боевое оружие может быть неприятно удивлен тем, что его новый пистолет окажется не таким «покладистым», как пневматика.
Вместе с тем, возможности использования PPK/S для обучения стрельбе не стоит преуменьшать. С его помощью можно объяснять устройство и порядок взаимодействия механизмов пистолета, а также правила безопасности при обращении с ним тем, кто вообще не имеет базовых навыков владения оружием. Кроме того, даже «мягкий» PPK/S позволяет в какой-то мере наработать базовые навыки правильного спуска, быстрой смены магазина, а отсутствие отдачи и звука выстрела в какой-то степени можно компенсировать настрелом, тем более, что пневматический пистолет является одним из самых экономичных инструментов для тренировок. Знаете, как американская компания Wilson Combat, специализирующаяся на элитном тюнинге огнестрельного оружия, рекламирует свой конверсионный набор, установка которого превращает пистолет М-1991 в оружие под малокалиберный патрон .22 lr? «Бах! Бах! Бах! Бах! – вы только что сэкономили доллар». В России за этот самый сэкономленный доллар из PPK/S можно выпустить около пятидесяти пуль, что соответствует примерно пяти выстрелам в тире из «мелкашки», или одному выстрелу из служебного пистолета. К слову говоря, малокалиберный пистолет по ощущениям также существенно отличается от боевого оружия, однако, это не мешает стрелкам всего мира использовать его для практики. Что же касается сравнения PPK/S и «мелкашки», например того же «Марголина», то основная разница при стрельбе из этих систем заключается в первую очередь в звуке выстрела. Часто стреляя из PPK/S, вы, может быть, и не станете мастером в стрельбе из боевого пистолета, однако ваши результаты из «огнестрела» все равно будут гораздо лучше, чем если бы вы не тренировались вообще. И, с такой «мягкой» «пневматикой» как Walther вы сможете тренироваться в любом более-менее свободном помещении, оборудованном импровизированными пулеулавливателями, тогда как огнестрельное оружие требует «настоящего» тира или стрельбища, хотя бы потому, что в других местах простому человеку его просто никто не даст в руки.
Вместе с тем, приобретая PPK/S вовсе необязательно преследовать какие-то практические цели. Стрельба из любого оружия – это, в первую очередь, удовольствие, и, удачно «мимикрируя» под «огнестрельный» пистолет, PPK/S в этом плане как минимум не уступает другой «пневматике». Этот пистолет может прекрасно повеселить компанию на пикнике (естественно, на трезвую голову), или дать вам незабываемое удовольствие совместной стрельбы вместе с вашими детьми, для которых Walther может стать первым «настоящим» оружием. И, если вы собрались покупать себе такой пистолет – уговорите всех своих друзей сделать то же самое. В противном случае вы рискуете остаться без этого прекрасного оружия, как остался без него Сергей…