Статья написана в 2004 году.
В течение последнего года развернулась бурная дискуссия надо ли легализовать продажу частным лицам короткоствольного нарезного оружия. Мнений много и каждое мнение по-своему справедливо. Попробую упорядочить современные взгляды на эту проблему.
В начале аргументы за.
Пистолет или револьвер, носимый с собой, является наиболее гарантированным средством защиты человека при нападении.
Власти не способны обеспечить защиту граждан от преступников. Поэтому надо дать возможность гражданам самим защищать свою жизнь и имущество от посягательств со стороны криминала.
Бандиты уже вооружены нелегальными стволами. Законопослушные граждане по вине государства беззащитны перед ними.
Запрет на приобретение короткоствольного нарезного оружия показывает недоверие государства к своим гражданам. Вооруженный человек – свободный человек.
Легализация пистолетов и револьверов снизит уровень преступности на улицах – опасно нападать на человека, если в ответ можно получить пулю.
Увеличатся поступления в бюджет, а также возрастут доходы оружейных заводов от продажи пистолетов, револьверов и сопутствующих товаров.
Теперь перечислю основные документы против.
Существенно возрастет количество перестрелок на улицах. Любой наркоман, алкоголик, бандит или психически нездоровый человек сможет приобрести пистолет и воспользоваться им в криминальных целях.
Пистолет или револьвер приобретет нормальный человек, но потом у него может произойти нервный срыв, и он кого-нибудь при этом застрелит.
Преступники активно начнут легализовывать свои незаконные стволы. Если сейчас их можно привлечь за хранение и ношение данного вида оружия, то потом этой возможности не будет.
Возрастет количество самоубийств и несчастных случаев из-за неосторожного обращения с оружием.
На граждан будут совершаться нападения с целью завладения их личным оружием.
Короткоствольное нарезное оружие легче спрятать и скрытно пронести на охраняемую территорию.
А теперь хотелось бы попытаться проанализировать ряд данных аргументов.
Пистолет или револьвер, носимый с собой, не является наиболее гарантированным средством защиты человека при нападении. Человек может суметь, а может и не суметь им воспользоваться. Но у него хотя бы будет шанс. Однозначно только одно. Пистолет придает уверенности в своих силах. Иногда этого хватает, чтобы избежать разрастания конфликта до неприятных размеров.
Власти действительно в силу сложившихся обстоятельств не способны обеспечить защиту граждан от преступников. И хочется иметь больше способов для самозащиты. Многие из тех, кто подвергся насилию или чьи знакомые подвергались, за легализацию.
Бандиты уже вооружены нелегальными стволами. Законопослушные граждане по вине государства беззащитны перед ними. А вот этот аргумент небесспорен. Как говориться если вас хотят убить, то даже армия телохранителей не поможет. Другое дело, что у вас будет шанс.
Легализация пистолетов и револьверов снизит уровень преступности – опасно нападать на человека, если в ответ можно получить пулю. Данный аргумент подтвержден статистическими данными ряда стран, где легализовано короткоствольное нарезное оружие. В 1970-1980 годах в Канаде вводились жесткие ограничения на владение и приобретение оружия. При этом рост преступности составил 45 процентов. В Швейцарии же, где каждый может иметь боевой пистолет, среднестатистическое годовое количество убийств с применением огнестрельного оружия составляет 4,6 случая на один миллион жителей. Общий уровень преступности в тех штатах США, где разрешено скрытое ношение короткоствольного огнестрельного оружия, на 26% ниже, чем в тех штатах, где такого разрешения нет. К примеру в штате Флорида после того, как гражданам в 1987 году было разрешено иметь и носить при себе пистолет, преступность снизилась на 21%, а по стране в целом поднялась на 12%.
Существенно возрастет количество перестрелок на улицах. Любой наркоман, алкоголик, бандит или психически нездоровый человек сможет приобрести пистолет и воспользоваться им в криминальных целях. Ну господа, во-первых, очень мало сторонников свободной продажи оружия. Вроде сходил за хлебушком, колбасой, водкой, а на сдачу пистолет прикупил. А во вторых, это проблема не легализации, а грамотной и беспристрастной проверки лица, приобретающего оружие.
Пистолет или револьвер приобретет нормальный человек, но потом у него может произойти нервный срыв, и он кого-нибудь при этом застрелит. И что в пьяных разборках, драках и ссорах вместо кулака в лоб будет бить пуля. При этом случайной жертвой такой разборки может стать любой прохожий. А вот этот аргумент крайне важный. Человек без оружейной культуры действительно может сорваться и при этом кого-то подстрелить, тем более когда пистолет всегда с собой. И этот аргумент я бы назвал основным аргументом против легализации. С другой стороны даже психически неуравновешенный человек, но хорошо знающий что такое оружие и как его применять, вряд ли при бытовом конфликте станет пытаться решить его с помощью пистолета. Все дело в его оружейной культуре.
Преступники активно начнут легализовывать свои незаконные стволы. Если сейчас их можно привлечь за хранение и ношение данного вида оружия, то потом этой возможности не будет. А что ЧОПы уже отменили? Кому нужен легальный пистолет, и у кого есть деньги могут получить их сейчас путем создания частных охранных предприятий. Так что этот аргумент достаточно спорен.
Возрастет количество самоубийств и несчастных случаев из-за неосторожного обращения с оружием. Ну для самоубийства я бы воспользовался более надежным охотничьим ружьем 12-го калибра. Уж это наверняка. А то из пистолета может еще и не получиться, и будешь потом инвалидом. А вот насчет несчастных случаев – так для их предотвращения необходимо повышать оружейную культуру. Исправный пистолет сам в воздухе не поворачивается, и курок у него самостоятельно не спускается. И даже если происходит непроизвольный выстрел, то умный владелец не направляет пистолет в свою сторону и в сторону окружающих.
На граждан будут совершаться нападения с целью завладения их личным оружием. Интересный аргумент. С одной стороны преступнику вначале необходимо знать есть ли у жертвы пистолет, а то десять нападений и все мимо. В одной статье писалось что владельца оружия можно вычислить по выпирающей кобуре с револьвером, и тогда на него нападут, дождавшись удобного момента, и не только обчистят карманы, но и заберут оружие. Но зачем тогда носить скрытно оружие, чтобы оно было так заметно. И почему нельзя гражданам продавать компактные, малозаметные модели. Другое дело если пьяный владелец при всех будет хвастать своим оружием. Тут уже сложно удержаться. Но и тут опять таки дело в оружейной культуре.
Короткоствольное нарезное оружие легче спрятать и скрытно пронести на охраняемую территорию. Крайне спорный аргумент. А что мне мешает купить и пронести незаконный ствол. А легальный я уж лучше предъявлю сотрудникам правопорядка, во избежание дальнейших эксцессов.
Вопрос легализации оружия упирается в необходимость повышения оружейной культуры, граждан, желающих владеть им. Как говорят многие – в других странах люди с детства приучены к соблюдению законов и обладают определенным менталитетом, поэтому им владеть оружием можно, а с нашим менталитетом – низзя. Но не думаю что наш менталитет намного отличается от западного. При этом государство позволяет гражданину при соблюдении определенных формальностей стать владельцем помпового ружья, превосходящего по эффективности выстрела пистолет-пулемет, а впоследствии и гражданских версий автомата Калашникова и снайперской винтовки Драгунова.. Согласно же статистике, при стрельбе на короткой дистанции выживают лишь 9% жертв гладкоствольных ружей, 50% жертв винтовочного огня и 90% жертв стрельбы из пистолетов и револьверов. Получается, что помповое ружье, разрешенное для самообороны, гораздо опаснее, чем находящиеся под жестким запретом пистолеты и револьверы.
Другое дело, что охотничье ружье стоит в сейфе, и в случае перевозки, должно находиться в чехле и в разряженном состоянии. А пистолеты и револьверы при свободном ношении будут заряжены и всегда готовы к использованию. И это налагает на владельца повышенные требования к его психологической и физической подготовке, поскольку крайне опасно давать оружие неготовым к этому людям.
Таким образом мы стоим перед дилеммой – с одной стороны у нас нет оружейной культуры и поэтому предоставлять пистолеты и револьверы всем желающим, даже по лицензии нежелательно, но оружейная культура формируется только при наличии короткоствольного нарезного оружия у широких слоев населения. Кажется неразрешимое противоречие. Но это только на первый взгляд.
Сторонники легализации короткоствольного нарезного оружия предлагают проводить всесторонние проверки перед выдачей разрешения на покупку. Но проверки, экзамены, психологические тесты, к сожалению, не являются стопроцентной гарантией того, что оружие не достанется неготовому к владению им человеку. Виктор Зеленко, директор Тульского филиала Центрального конструкторского бюро стрелкового и охотничьего оружия, заявляет, что, мол давайте мы изберем для пробы какой-нибудь субъект Федерации и разрешим там продажу и ношение оружия на три года, к примеру. И посмотрим, что будет. Ухудшится криминогенная обстановка – сделаем одни выводы, улучшится – другие. А потом уже примем решение в общегосударственном масштабе. Но позвольте, многим ли захочется оказаться в роли подопытных крыс. Я за легализацию продажи короткостволов, но абсолютно не согласен на эту роль.
Он также предлагает, что в первую очередь надо дать право носить пистолеты людям, подвергающимся риску нападения в силу своей профессиональной деятельности: работникам МВД, юстиции, журналистам… Ага, а также депутатам, чиновникам и т.д. Но разве должность или род занятий априори свидетельствует о наличие у человека высокой оружейной культуры. Исключение можно сделать только милиции, и то, только тем сотрудникам, кто уже долгое время владеет служебным оружием.
Я предлагаю следующий порядок получения разрешения на приобретение короткоствольного нарезного оружия. Лицензию на покупку короткоствольного нарезного оружия может получить гражданин, являющийся законопослушным владельцем длинноствольного гладкоствольного, а также газового оружия не менее трех лет. Ведь наиболее беспристрастная проверка – это проверка временем. Справки, тесты или экзамены можно подделать или купить. Но если человек владеет оружием достаточный период времени и не нарушал при этом правила обращения с оружием, то у него вырабатывается определенный стиль поведения с оружием.
Сейчас наше законодательство позволяет гражданам достаточно просто получать лицензии на приобретение длинноствольного гладкоствольного, газового и травматического бесствольного оружия. Но длинноствольное гладкоствольное оружие, не будучи членом общества охотников, можно только хранить, без права ношения. Конечно на улице от охотничьего ружья пользы нет, но в дальней поездке на автомобиле вне города хотелось бы иметь под рукой заряженное ружье. Законодателям стоит подумать об этом вопросе.
На мой взгляд, после трех лет владения оружием большинство владельцев смогут осознать всю ответственность владения оружием и решить для себя нужен ли им пистолет или револьвер. Или купленный пистолет, как и предыдущие покупки, будет спокойно лежать в сейфе, и лишь изредка доставаться для чистки и стрельбы в тире. Или владелец оружия, привыкший к ношению газового пистолета, также спокойно будет носить и настоящий, не напрягаясь из-за бытового хамства в общественном транспорте и на улице и не пытаясь все конфликты решать с помощью пистолета. Или же он придет к выводу, что пистолет ему вообще не нужен, и не надо тратить деньги на его приобретение.
Конечно нельзя абсолютно исключать возможность того, что три года человек безупречно хранил и использовал свое оружие, а получив настоящий ствол, перестанет контролировать свое поведение. Но, во-первых, не бывает правил без исключений, а во-вторых, мы получаем пусть и не безупречный, но реально действующий механизм легализации короткоствольного нарезного оружия.
Высказывая свое мнение, я не претендую на истину в последней инстанции и, возможно, существуют более продуманные подходы к легализации короткоствольного нарезного оружия. Будет интересно узнать мнение других людей насчет данного вопроса. Мне кажется, пора переходить от простого изложения аргументов сторонников и противников легализации короткоствольного нарезного оружия к разработке возможных методов проведения этой легализации.
Алмаз Мартыненко