Стрелять дальше и точнее – девиз всех снайперов. Однако это стремление ограничивается техническими возможностями оружия и патрона. Поэтому, некоторые фирмы- производители начали использовать в снайперском оружии нечто, более подходящее под определение “тяжелое вооружение”. Сегодня мы поговорим о легендарном патроне
.50 BMG, ярчайшем представителе “патронов-снарядов”.
Его называют очень многими названиями – Browning US M2, 50 Browning, 12,7 мм Browning, .50 Browning Machine Gun (.50BMG), 12,7х99 мм и другими.
Сначала нужно сказать несколько слов о появлении этого патрона. В конце первой мировой войны остро стал вопрос о принятии на вооружение армий мощного патрона калибра 12-15 мм, способного поражать новые средства ведения войны – самолеты и танки. Тем более что опыт использования подобных патронов-снарядов уже был. Пытаясь найти средство против англо-французских танковых атак, немцы приняли на вооружение противотанковое ружье T-Gewehr под патрон 13 мм TUF
По просьбе генерала Першинга (в то время командующий американскими экспедиционными силами на Европейском ТВД), знаменитый Дж. Браунинг и фирма Winchester создали такой патрон, а чуть позднее, в 1919 г. фирма Colt разработала под него пулемет.
И патрон, и пулемет были приняты на вооружение в 1923 году. С тех пор пулемет М2 бессменно состоит на вооружении Армии США, ряда стран НАТО,
а также третьего мира (всего более 30 стран мира) в качестве штатного тяжелого оружия пехоты, а также танкового, зенитного и корабельного оружия.
В качестве противотанкового и, частично, средства ПВО, пулемет М2 и патрон .50BMG уже морально устарели – современные танки и бронемашины практически неуязвимы для него, а авиация также обзавелась бронезащитой.
Поэтому основное предназначение 12,7-мм пулеметов – поражение живой силы противника и небронированных и слабозащищенных целей на дистанциях до 1500-2000 м.
Однако интерес к патрону .50 BMG возрос не в связи с его “пулеметным” прошлым и настоящим, а в связи с переоценкой роли и места снайпера в современной войне.
Надо отметить, что идея снайперской винтовки под .50 BMG не нова. Еще во времена корейской войны было известно об одном из английских офицеров дивизии Содружества, который приделал винтовочную затворную группу к стволу пулемета М2. Некоторые американские снайперы поступали еще проще, устанавливая оптический прицел на штатный пулемет 12,7 мм М2, получая таким образом стационарную супервинтовку.
С появлением на поле боя современной электонно-оптической и радиолокационной техники обнаружения, на повестку дня встал вопрос об увеличении максимальной дальности стрельбы снайперского оружия. Делать это на основе традиционного винтовочного калибра 7,62 мм не представлялось возможным и параллельно с созданием нового специального дальнобойного снайперского патрона (сейчас он известен как .338 Lapua Magnum или 8,51х71 мм), было решено использовать существующий патрон .50 BMG.
Первоначально техническое задание было выдано на разработку снайперской винтовки .50 калибра для вооружения легких катеров. После всесторонних ее испытаний (винтовка фирмы Barret принята на вооружение под индексом М82) особый интерес к ней стали испытывать представители подразделений спецназначения флота США – SEAL, а затем и их коллеги из армии. Дело в том что такая винтовка при сравнительно небольшой массе имеет весьма существенную огневую мощь и очень хорошо подходит для выполнения диверсионных рейдов в тылу противника. Вопреки расхожему мнению, М82 используется не столько против личного состава, сколько для уничтожения дорогостоящей материальной части противника – стоящей авиатехники, складов горючего, средств управления и обнаружения и т.д. Несомненно, что с этими задачами можно было бы справится и с помощью, например, легких реактивных противотанковых систем, но их доставка существенно сложнее, носимый боекомплект ничтожно мал, и, самое главное, цена ракеты несоизмерима со стоимостью патрона. Кстати, винтовки .50 получили соответствующее название, подчеркивающее их предназначение – Anti-Material Rifle (винтовка для уничтожения материальной части).
Во время войны в Персидском заливе, винтовки .50 применялись для специфических задач – например, саперы расстреливали из них заложенные иракцами мины и фугасы.
Естественно, что к этому патрону рано или поздно стали проявлять интерес и гражданские стрелки. Несмотря на попытки Администрации США наложить запрет на гражданский оборот винтовок калибра .50 BMG, уже существует целая армия любителей подобного оружия. Некоторые фирмы серийно производят винтовки этого калибра (Harris, McMilan, Barret, Armalite), не говоря уже о кустарях.
Существует даже организация, объединяющая любителей .50 калибра, – The Fifty Caliber Shooters Association (FCSA), которая даже проводит соревнования. Интересно, что, согласно их нормативу при стрельбе на 1000 ярдов (910 м), группа из пяти пуль должна ложится в круг диаметром 152 мм. При этом отмечается, что были зафиксированы группы диаметром всего 76 мм.
Патрон .50 BMG обладает просто чудовищной энергией – у среза ствола она равна 15 000 Дж! Даже на 1500 м пуля обладает еще вполне приличными 2000 Дж.
Баллистика патрона такова, что при пристрелке “в ноль” на 300 м, существенное снижение пули начинается только после 500 м.
Можно сказать, что эффективная дальность стрельбы этим патроном находится в пределах до 1,5 км.
Отдача патрона очень сильная – по расчетам, она составляет не мене
200 Дж, что в 3 раза превышает таковую у “короля Африки” – .375 H&H (около 70 Дж).
Из все сказанного напрашивается один вопрос – а зачем он нужен, этот .50 BMG? Конечно, использовать его в качестве чисто охотничьего боеприпаса вряд ли кто-нибудь будет – таскать с собой винтовку весом в полтора десятка килограммов нецелесообразно, да и патрон избыточно мощен для любой дичи.
Остается только одно – применение его только в качестве целевого для спортивно-разлекательной стрельбы на сверхдальние дистанции. Судя по всему и в России начинает появляться тяга к элитарному виду стрелкового спорта, главный герой которого – патрон .50 BMG.
Отвечая на поставленный нами вопрос, скажем так: владение винтовкой .50 BMG сравнимо с владением коллекционным Феррари, яхтой или личным самолетом. Абсолютно непрактично, но интересно и престижно. Тем более, что расходы на использование и содержание такой винтовки отнюдь не копеечные.
Основная проблема снайперского оружия .50 BMG – это соответствующие боеприпасы. Валовый пулеметный патрон не обеспечивает необходимой снайперу кучности, поэтому для последних норвежской фирмой Raufoss был разработан специализированный патрон.
В нашу страну .50 BMG практически не завозится, да и оружие под него ввезено всего в нескольких экземплярах. Сам по себе боеприпас очень дорог даже на Западе, где в “гражданском” снаряжении выпускается единичными фирмами.
Даже в такой стране, где широко развит культ “релоадинга” (переснаряжения патронов), как США, патроны .50BMG самостоятельно практически не переснаряжаются. Дело в том что для ручного переснаряжения этого патрона необходим пресс с очень большим усилием, существенно превышающим таковое при снаряжении “обычных” патронов.