Как быстро бежит время, казалось совсем недавно ОСА появилась на рынке, а ей уже более двадцати лет. Эта статья была опубликована в нашем журнале 15 лет назад, думаю она будет интересна и сегодня.
Интервью с генеральным директором Научно-исследовательского института прикладной химии, разработчика и производителя высокоэффективного нелетального оружия самообороны “Оса”.
В этом году оружейники нашей страны отмечают пятилетний юбилей комплекса оружия самообороны “Оса” – самого популярного средства самозащиты на современном российском рынке. В связи с этим событием мы решили попросить рассказать об “Осе” одного из ее создателей – генерального директора ФГУП ФНПЦ “Научно-исследовательский институт прикладной химии” академика НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА ВАРЕНЫХ.
– Николай Михайлович, в настоящее время “Оса”, самая популярная система оружия самообороны в России, отмечает свое пятилетие. В связи с этим хотелось бы задать Вам несколько вопросов. Первое: нельзя ли немного рассказать об истории создания “Осы”. Что послужило началом разработки данной системы, какие были интересные ключевые моменты этой работы?
– Побудительным мотивом к созданию “Осы” послужила сложившаяся в нашей стране к началу 1990-х годов криминальная ситуация, перед которой простые граждане оказались совершенно беззащитными.
В связи с этим совместно с МВД России нами была разработана концепция высокоэффективного многофункционального комплекса нелетального оружия самообороны, который должен был бы обеспечить необходимый уровень защищенности граждан при отражении как одиночного, так и группового нападения.
Концепция такого комплекса была создана на базе разработок НИИПХ, проводившихся в интересах российских спецслужб, правоохранительных органов и Министерства обороны. В первую очередь, речь идет о созданных в стенах нашего института изделиях нелетального действия: различных шоковых гранатах, резиновых пулях и т.д. Надо сказать, что НИИПХ имеет очень большой опыт в этой области. Мы давно и тесно сотрудничаем с отечественными силовыми структурами. Так, например, только на вооружении российской армии в настоящее время состоит более 500 изделий нашей разработки.
В ходе работы над требованиями к гражданскому оружию самообороны нами был проанализирован отечественный и зарубежный опыт применения огнестрельного оружия и различных типов спецсредств. В то время наш институт являлся головной организацией в России по экспертизе различного рода специальных патронов (газовых, охотничьих, травматических и т.д.), и мы достаточно полно владели информацией о возможностях всех видов боеприпасов такого рода. В первую очередь, мы отказались от применения в новом оружии газовых патронов в связи с их очень низкой эффективностью. Мы считаем, что газовое оружие не обеспечивает достаточного уровня защищенности своего владельца, создавая у него лишь иллюзию безопасности.
Кроме того, мы также отказались от травматических пуль малого калибра. Мировой опыт использования резиновых и пластиковых пуль малого калибра свидетельствует об их высокой опасности как для нападающего, так и для окружающих людей. Для того чтобы обеспечить необходимое останавливающее действие, малокалиберная травматическая пуля должна иметь высокую энергию, т.е. высокую начальную скорость. На коротких дистанциях такие пули, как правило, создают проникающие ранения, сопровождающиеся повреждением крупных кровеносных сосудов и внутренних органов, и, соответственно, чреватые летальным исходом. Вместе с тем, при увеличении дистанции стрельбы они быстро теряют скорость, становясь неэффективными. В результате, диапазон дальностей эффективного применения в целях самообороны у таких пуль очень узок. Очевидно, что простому неподготовленному человеку в ситуации самообороны будет невозможно определить, с какой дистанции можно вести огонь.
Далее, с учетом криминальной обстановки в России, была поставлена задача защитить новое оружие от возможности несанкционированной переделки. Именно в связи с данным требованием и родилась идея “бесствольного” оружия. Как известно,
в обычном оружии ствол служит для придания пули ускорения и направления движения. Если у оружия есть ствол, то его можно использовать для усиления воздействия путем помещения туда пуль, усиления порохового заряда и т.д. С этим явлением не понаслышке знакомы сотрудники правоохранительных органов, часто сталкивающиеся с подобной переделкой газового и сигнального оружия, которая порой осуществляется преступниками прямотаки в “промышленных” масштабах. Мы стремились к тому, чтобы и само создаваемое нами оружие, и его боеприпас не подлежали бы переделке и могли бы применяться только в том виде, в котором они выходят с завода. Эта задача была успешно решена: конструкция разработанного нами травматического патрона не позволяет разобрать его для переснаряжения: пулю нельзя ни вытащить, ни высверлить, ни удалить каким-либо другим способом.
Далее, было принято решение использовать в боеприпасах к новому оружию специальные электровоспламенители, т.е. капсюли, срабатывающие от импульса электрического тока. Такие электровоспламенители, производимые на закрытых оборонных предприятиях, не поступают в открытую продажу, что делает невозможным самостоятельное снаряжение патрона к нашему комплексу на основе стреляной гильзы. Кроме того, применение электровоспламенителей позволило существенно упростить конструкцию оружия по сравнению с существующими системами, практически исключив из нее движущиеся элементы, сделав оружие максимально легким, компактным и удобным для продолжительного скрытого ношения.
На основании проведенного нами анализа были сформулированы основные технические требования к комплексу гражданского оружия самообороны, который мы назвали “Комплексом “Оса”. Первое: в качестве основного боеприпаса был выбран патрон с метаемым травматическим элементом большого диаметра, обеспечивающим
высокую эффективность на дистанции д10 метров, максимальной дальности практического применения оружия самообороны. Второе: звук выстрела этого боеприпаса был сделан очень громким, для того чтобы привлечь внимание окружающих. Третье: помимо травматического патрона, для “Осы” был создан светозвуковой патрон шокового воздействия, позволяющий эффективно отразить групповое нападение в темное время суток или в условиях ограниченного пространства, например, в подъезде, путем ослепления и оглушения нападающих и введения их в шоковое состояние на 10-15 секунд. Далее, к “Осе” были созданы сигнальные патроны красного, желтого и зеленого огня, используемые для привлечения внимания или подачи сигналов бедствия, а также специальный осветительный патрон, позволяющий в темное время суток ориентироваться на местности или на водной акватории.
Получившийся в результате этой работы комплекс “пистолет+патрон” можно без всякого преувеличения назвать новым словом в области создания оружия самообороны. Судите сами: при минимальных массе и габаритах вошедший в комплекс “Оса” пистолет ПБ-4 (“пистолет бесствольный четырехзарядный”) использует уникальные боеприпасы большого калибра, отличающиеся высоким останавливающим действием. При этом, при поражении таким боеприпасом нападающего риск нанесения его здоровью необратимого ущерба сведен к возможному минимуму. Точность боя “Осы” позволяет уверенно поражать противника на дистанциях, типичных для самообороны. (Последняя модификация пистолета, получившая название ПБ-4-1 “Оса-Лазер”, по точности боя сравнима с “обычным” личным огнестрельным оружием). Характерной особенностью “Осы” является легкость в освоении и нетребовательность к уходу: этот пистолет не надо чистить и смазывать. И наконец, “Оса” отличается высокой безопасностью от несанкционированного выстрела, сочетающейся с удобством при применении. Для того чтобы открыть огонь из этого оружия, достаточно нажать на спуск. При этом, в отличие от традиционных систем, благодаря электрической системе воспламенения ПБ-4 полностью защищен от случайного выстрела при падении или при ударе по оружию.
– Во время создания “Осы” в России отсутствовала правовая база, регламентирующая оборот такого оружия. Как была решена эта проблема?
– Да, действительно, правовая база в то время отсутствовала. Для формирования этой базы была проведена очень большая работа, в которой принимали участие как мы сами, так и Министерство оборонной промышленности, Госстандарт, МВД и некоторые другие министерства и ведомства. Результатом этой работы стало, прежде всего, введение понятия “бесствольное оружие” в “Закон об оружии”. В рассматриваемый период подготовка новой редакции этого закона велась в Комитете по безопасности Государственной Думы. Мы вышли со своими предложениями на рабочую группу по подготовке этого закона, подробно доложив концепцию нового оружия, его возможности и перспективы его использования для самообороны граждан. Концепция была всесторонне изучена законодателями, многократно обсуждалась и в итоге, была одобрена. В результате, статьей 3 “Закона об оружии”, принятого Государственной Думой 13 ноября 1996 года, к числу разрешенных к обороту на территории России систем гражданского оружия самообороны было отнесено и “огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия”. Первым представителем нового вида российского оружия самообороны и стала наша “Оса”.
Совместно с Минздравом России нами была проведена колоссальная работа по формированию требований к травматическим и светозвуковым патронам. Этот процесс шел в течение трех лет, причем в его ходе всестороннее изучалось как воздействие, оказываемое боеприпасами “Осы” непосредственно при применении, так и возможные последствия для здоровья нападающего в отдаленной перспективе. В результате была определена допустимая энергия метаемого элемента, которая после проведения дополнительных исследований и внесения определенных корректив в настоящее время составляет 85 Дж для крупнокалиберной пули массой 11,6 г. Необходимо отметить, что речь идет именно о пуле “Осы” – для боеприпасов с другими параметрами норм, утвержденных Минздравом России, в настоящее время не существует.
Также совместно с Кримцентром МВД нами велись исследования по определению требований к патрону “Осы” с целью исключения возможности его переделки. Как уже говорилось, найденное решение оказалось весьма эффективным, позволив полностью исключить возможность несанкционированной модификации патрона. Далее, совместно с Госстандартом России была проведена очень большая работа по разработке стандартов на комплекс “Оса”. Были созданы два стандарта: стандарт на пистолет ПБ-4 и на патроны к нему. Были определены сертификационные требования к этому виду оружия, аккредитованы лаборатории, имеющие право на сертификацию такого рода оружия. Можно сказать, на данный момент нормативная база полностью сформирована и эффективно работает, что наглядно доказывает пятилетний опыт эксплуатации и применения “Осы”.
– Николай Михайлович, в настоящее время “Оса” является наиболее популярной в России системой оружия самообороны. В подобных условиях в прессе неоднократно высказывались различные мнения об этой системе, начиная от восторженных, и заканчивая критическими. Так, недавно один из авторов написал, что пулю “Осы” можно поймать руками. В другом издании воздействие такой пули на нападающего в зимней одежде было охарактеризовано как легкий хлопок.
– Когда я читаю такие критические статьи, особенно те, в которых описывается якобы слабое воздействие пули “Осы” на нападающего, мне вспоминается моя студенческая молодость. В те времена, изучая научный коммунизм, мы старательно писали критические рефераты о зарубежных философских “лжеучениях”. При этом никто из нас на самом деле не только не читал те работы, которые мы критиковали, но даже их и не видел – этих книг в России тогда попросту не было
Точно такое же ощущение у меня возникает сегодня, когда я читаю опусы некоторых “критиков”. Я думаю, что ни одному нормальному человеку не придет в голову ловить пулю “Осы” рукой или какой-нибудь другой частью тела, или испытывать ее эффективность на себе.
Этот боеприпас специально создавался таким образом, чтобы оказывать на нападающего мощное останавливающее воздействие. Благодаря крупному калибру, пуля “Осы” воздействует на большое количество нервных рецепторов на поверхности тела, вызывая сильнейший болевой шок. На практике попадание тяжелой резиновой пули “Осы” в любую часть тела обеспечивает надежную нейтрализацию нападающего.
Нас мало тревожат мнения “псевдоэкспертов” – в настоящее время мы имеем оценки эффективности комплекса “Оса” от ведущих специалистов и руководителей практически всех силовых структур России, и эти оценки очень высоки. Наш комплекс оценивали люди, прошедшие Афганистан, Чечню и другие “горячие точки”, владеющие табельным и наградным личным оружием, хорошо знакомые с существующими российскими и зарубежными системами огнестрельного оружия и специальных средств и имеющие собственный опыт их применения. Общая оценка такова: при наличии у гражданина “Осы” боевое огнестрельное оружие для целей самообороны в обычных условиях ему просто не нужно. Эффективность бесствольного оружия самообороны более чем достаточна для отражения тех угроз, с которыми простой человек может столкнуться в реальной жизни.
– Николай Михайлович, в этой связи хотелось бы сказать несколько слов о короткоствольном огнестрельном оружии. Как вы относитесь к достаточно широко обсуждаемому вопросу о разрешении простым гражданам хранения и ношения короткоствольного огнестрельного оружия, т.е. пистолетов и револьверов?
– Как я уже сказал, многие знакомые мне люди, имеющие табельное или наградное короткоствольное оружие, предпочитают ему для целей самообороны “Осу”. Скажу на своем примере: у меня есть наградной пистолет ПМ. Это оружие большую часть времени проводит в сейфе, я извлекаю его только для походов в тир. Вместе с тем,
я постоянно ношу с собой “Осу” и считаю себя достаточно защищенным.
Анализ огневых контактов с применением короткоствольного оружия показывает, что огневой контакт идет на дистанции 5-7 м; из пистолетов и револьверов очень редко стреляют на большие дистанции. При этом, на 5-7 м “Оса” во многом эффективнее, чем обычные пистолеты или револьверы. Почему? Дело в том, что на таких дистанциях пистолетная пуля зачастую пробивает человеческое тело насквозь, оставляя лишь узкий раневой канал. Если при этом на своем пути она не встречает жизненно важных внутренних органов, нападающий вполне может остаться “на ногах”, по-прежнему представляя угрозу для обороняющегося. В то же время, при попадании с такого расстояния пули “Осы” продолжение нападения уже невозможно: нападающий будет введен в состояние шока и обездвижен.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счета и психологический фактор. Мало кто из нас хочет становиться убийцей, пускай даже и при самообороне. Вместе с тем, при использовании обычного огнестрельного оружия полностью исключить риск нанесения здоровью противника необратимого ущерба невозможно. Говорить о том, что неподготовленный владелец пистолета сможет в ситуации жесточайшего стресса поразить нападающего в руку или в ногу, смешно: стрельба будет вестись просто в силуэт противника, или вообще в его сторону. При этом далеко не всегда ситуация самообороны оправдывает убийство нападающего. Сможет ли простой человек при нападении определить степень угрожающей ему опасности, отличив убийцу от простого хулигана? Сильно сомневаюсь. Открыв огонь на поражение из обычного пистолета и убив нападавшего, вы сами рискуете оказаться за решеткой. Если же в подобной ситуации у вас будет “Оса”, то последующей недели в больнице нападавшим точно хватит для того, чтобы как следует задуматься о своем поведении и подробно ответить на вопросы следователя.
Я считаю, что короткоствольное огнестрельное оружие должно быть у тех, кому оно необходимо для решения оперативно-служебных задач, т.е. у правоохранительных органов, спецслужб и других силовых структур. В то же время простые законопослушные граждане должны иметь возможность приобретения высокоэффективного гражданского оружия самообороны, такого как “Оса”.
– В последнее время в прессе появились публикации о скором выходе на российский рынок пистолетов и револьверов производства АО “Вятские Поляны” под 9-мм патроны с резиновыми пулями. Говорят, что это оружие также относится к “бесствольному” и якобы оно уже прошло сертификацию. Как Вы оцениваете эффективность такого оружия?
– Во-первых, я хотел бы сказать, что мы приветствуем появление на российском рынке новых видов нелетального оружия, тем более систем с травматическими боеприпасами. Мы знакомы с пистолетами и револьверами, про которые вы говорите: подобные системы имеют определенное распространение в странах Восточной Европы, в том числе и на Украине.
Хочется сказать, что такое оружие вызывает ряд вопросов. Прежде всего, речь идет о правомерности его отнесения к “бесствольному”: достаточно взглянуть на фотографии, чтобы понять, что ствол у него есть, а уж как именно выполнен этот ствол – это уже дело десятое. Дело в том, что, как я уже говорил выше, именно отсутствие ствола в любой форме было одной из основных задач, стоявших перед нами при создании “Осы”. Далее, это уже вопрос к сертификаторам, не совсем понятно, каким образом проводилась сертификация этого оружия. Дело в том, что в настоящее время отсутствуют общие требования к бесствольному оружию, а имеются требования только к одной системе этого типа, к комплексу “Оса”.
Пока еще сложно сказать, насколько эффективными могут оказаться эти пистолеты и револьверы. Скажу лишь, что заявленной энергии на уровне примерно 20 Дж для эффективной самообороны может оказаться недостаточно. Некоторые сомнения вызывает и нелетальность малокалиберной пули с начальной скоростью в 300 м/сек и массой 0,5 г при стрельбе накоротке. Далее, как нам кажется, представленная разработчиками концепция “летних” и “зимних” (т.е. менее и более мощных) патронов недопустима. Для того чтобы не вводить потребителя в ненужный соблазн, боеприпас должен быть единым, одинаково эффективным для любых условий.
По сути дела, такие малокалиберные системы представляют собой обычное газовое оружие, приспособленное для стрельбы резиновыми пулями, а уж а разрешение или запрещение их оборота в России – это дело законодателей и правоохранительных органов.
– Большое спасибо за интервью! Желаем Вам новых успехов в Вашем важном деле. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям на прощанье?
– Я желаю вам никогда не оказываться в такой ситуации, в которой вам могло бы потребоваться оружие. Но если такая ситуация все же настанет, я желаю вам, чтобы оружие оказалось под рукой, чтобы вы смогли им воспользоваться и чтобы само оружие вас не подвело.