Вторичный рынок продажи оружия в России находится в плачевном состоянии, и тому есть объективные причины. Прежде всего крайняя неразвитость комиссионной торговли оружием. Да, почти в каждом оружейном магазине есть небольшой отдел, куда на комиссию принимают оружие, но ни цены, которые может предложить магазин, ни ассортимент не привлекают потенциальных покупателей.
Оружие, попадающее в такие отделы, действительно оставляет желать лучшего. Чаще всего это оружие, сданное родственниками после смерти владельца или самим владельцем за ненадобностью. Действительно хорошие и представляющие интерес образцы дробовиков и винтовок отбираются обычно на уровне разрешительных отделов ЛРО.
При таком подходе развитие какого-либо цивилизованного вторичного рынка ожидать не приходится. И конечно, в таких условиях нет никакой возможности создания оружейных аукционов, а ведь это самая интересная форма продажи оружия как для продавца, так и для покупателя. Робкую надежду у россиян вызывали зарождающиеся интернет-аукционы и другие формы торговых площадок, но и они сегодня в России не имеют никаких шансов на успех. Во многом этому способствует сложная и чрезмерно мешкотная система оружейного учета. По сути, продающий оружие человек находится в крайне стесненном состоянии, он не может показать оружие потенциальному покупателю сам, а передача оружия в другие руки в любой форме прямо запрещена законом. Остается вариант с комиссионным магазином, но и он, благодаря нашему законодательству, имеет подводные камни. Судите сами. Чтобы выставить оружие в магазине, владелец должен прийти в ЛРО, написать заявление на продажу оружия, получить направление в комиссионку. После этого он относит свое оружие в выбранный магазин и сдает его, заключая соответствующий договор. Проблема в том, что, если магазин не продает оружие, владелец может забрать его обратно, только представив лицензию на покупку, получить которую он должен в том же ЛРО. На практике это означает, что вернуть оружие практически нереально, а стоять на продаже оно может ограниченное время, после которого магазин начнет снижать цену, что обычно предусмотрено договором.
Но вернемся к продаже самостоятельно, так сказать, из рук в руки. В теории все просто: вы находите претендента, у которого на руках лицензия на покупку, приходите с ним в ЛРО и переоформляете оружие. На практике нужно не только найти покупателя, но встретиться с ним для осмотра оружия, а затем и для оформления. Если не получится оформить документы за один раз, придется встречаться еще раз для получения готовых документов и передачи оружия.
Описанные выше альтернативы полностью исчерпывают возможности по переоформлению оружия. Как мы видим, процедура неудобна, кроме того, она исключает пересылку оружия, сужая регион продажи до местности, где проживает владелец оружия. Конечно, за редким и интересным экземпляром покупатель может приехать сам, но и тут нас могут поджидать всякие неожиданности, например, невозможность оформления оружия за один день. Подобное положение дел породило целую прослойку «продавцов», скупающих интересные образцы оружия через сотрудников ЛРО и гарантированно оформляющих оружие при продаже за один приход. Но в целом это не решает проблем вторичного рынка.
Познакомившись с ситуацией в нашей стране, давайте посмотрим, как решаются эти проблемы за рубежом, например в США. Надо сказать, в Америке существует целая индустрия по продаже оружия на вторичном рынке. Существуют огромные аукционные дома, вроде Rock Island Auction Company, сразу выкупающие предметы у владельца или принимаюие их на аукционную продажу. Есть небольшие виртуальные аукционы, которые не собирают выставляемый на продажу товар на своих площадках, а лишь публикуют объявления от частных продавцов. Законодательство страны позволяет продавать оружие из рук в руки абсолютно свободно, если сделка совершается между продавцом и покупателем лично.
Но у американского оружейного законодательства есть особенность: в разных штатах оно может существенно отличаться, причем есть штаты, где законы чуть ли не строже наших. Именно поэтому хотя пересылка оружия и разрешена по почте, в случае пересылки между штатами она осуществляется не между гражданами, а между владельцами FFL лицензий. Эта федеральная лицензия чем-то схожа с нашей лицензией, разрешающей торговлю оружием, которую имеет каждый оружейный магазин, но получить ее может не только юридическое лицо с комнатой хранения оружия, с охраной и т.п., но и любое физическое лицо. Поэтому владелец FFL может быть, например, работником соседнего автосервиса или просто соседом. За небольшие комиссионные он примет посылку, проверит покупателя и оформит сделку. По сути, от обычного гражданина владелец FFL лицензии отличается доступом к базе данных и ответственностью за продажу оружия нежелательным лицам. Эта система, несмотря на простоту и кажущуюся нам ненадежность, отлично работает.
Частный продавец не имеет ни возможности, ни права проверять покупателя, и в то же время никто не может ему запретить продать свое имущество, если он решил это сделать. Поэтому продавец может продать свое оружие кому угодно без проверки, но с одной оговоркой: если продавец знает, что у покупателя имеются ограничения на право владеть оружием, продажа ему оружия может обернуться штрафом 250 000 долларов и сроком в федеральной тюрьме до десяти лет. Суровость и неотвратимость наказания неплохо работают, и большинство продавцов отказывают в продаже человеку, если есть хоть малейшая вероятность, что оружие попадет в плохие руки.
Но что же можно купить на американском аукционе? Да практически все — от старых мушкетов и оружия времен покорения Дикого запада до самых последних разработок американской оружейной индустрии, а также запчасти к любому оружию любой эпохи. Интерес представляют наборы запчастей под названием guns kit. Их появление вызвано особенностями законодательства. То что в России считается основной частью оружия (стволы, затворы, барабаны и т. п.), в США продаются совершенно свободно. Рамки пистолетов и коробки длинноствольного оружия тоже продаются свободно, но если степень их готовности составляет не более 80 %. Guns kit – это набор деталей оружия, которое включает в себя все детали, кроме коробки. Коробка может быть, но тогда она будет распилена на три части или в той самой готовности менее 80 %. Такие наборы приобретаются как запчасти для своего оружия или как набор «Лего» для сборки настоящего действующего оружия. Надо отметить, что если вы соберете оружие сами, то оно будет абсолютно легальным. Особенно забавно выглядит набор частей на пистолет-пулемет Стен Марк II. В него входит все необходимое, включая разрезанный ресивер, который у Стена выглядит как труба, и, что особенно трогательно, к набору прилагается реальная труба, на которую приклеена бумага с разметкой, где и какие отверстия и пропилы нужно сделать.
Подобная свобода привела к формированию огромного, постоянно меняющегося рынка оружия, причем для него практически не существует расстояний и каких-либо преград. Конечно, есть штаты вроде Калифорнии, куда продавцы принципиально не отсылают свой товар, чтобы не попасть под сложное и противоречивое законодательство, но в целом все выглядит привлекательно и максимально свободно.
Отдельно хотелось бы затронуть тему патронов. В нашей стране пересылка патронов практически невозможна. Нет, конечно, теоретически Спецсвязь может это делать, но на практике это не имеет смысла. Кроме того, у нас существует совершенно нелепое разделение патронов на боевые и гражданские. Так, стрелок, владеющий карабином под калибр 7,62х39, может иметь гражданские патроны этого калибра, но под страхом уголовного преследования не может приобретать армейские патроны этого же калибра. Такая особенность ставит жирный крест на возможности использования армейских остатков, срок хранения которых выходит, а продать их гражданам не представляется возможным. Скажем прямо: купить валовый и потому дешевый патрон для тренировочной и развлекательной стрельбы было бы очень неплохо.
В США ситуация несколько другая. Там патроны продаются совершенно свободно, никого не волнует, для чего они приобретаются. Можно купить и высококачественные боеприпасы, и патроны, срок хранения которых давно истек. Подобная ситуация привела к наплыву боеприпасов со всего мира. Цена на армейские патроны совершенно копеечная, что позволяет стрелкам много стрелять и находить и использовать редкие и не выпускающиеся сегодня калибры. Кроме того, можно расчистить государственные арсеналы, продав излишки и патроны с заканчивающимся сроком действия гражданским стрелкам.
Крупные аукционы, в том числе и виртуальные, имеют большие обороты и, как следствие, приносят государству неплохой доход. При этом они не требуют больших вложений или капиталов, а просто занимаются перераспределением имущества на вторичном рынке и способствуют оживлению экономики в целом и оружейной отрасли в частности. К сожалению, у нас сам рынок оружия крайне небольшой, а вторичный рынок и просто микроскопический. Государство никак его не стимулирует, скорее наоборот, стремится к еще более сильной регламентации и, как следствие, уменьшению количества владельцев оружия. Согласитесь, это очень печально.
Как мы видим, взаимосвязь между либеральным законодательством и рынком оружия заметная и положительная; определенные свободы и доверие к гражданам своей страны вовсе не ухудшают криминогенную ситуацию, но заметно упрощает жизнь законопослушным людям.