Ижевск встретил нас двадцатипятиградусной жарой. Это было особенно приятно после дождливой Москвы. Мы давно собирались в столицу Удмуртии, чтобы посмотреть своими глазами, а затем рассказать на страницах нашего журнала о крупнейшем в России оружейном производстве.
В преддверии двухсотлетия
Сегодня Ижевск – это оружейная столица России. Многие из вас, вероятно, вспомнят Тулу с ее оружейными заводами. Спору нет, Тула богата оружейными традициями, но во второй половине
ХХ века основное оружейное производство переместилось в Приуралье. Именно здесь находится производство известнейшего пехотного оружия конца минувшего столетия – автомата Калашникова.
Крупнейший и старейший оружейный завод в городе – это знаменитый “ИЖМАШ” – Ижевский машиностроительный завод.
Он был основан в 1807 году по указу императора Александра I. Его создателем стал начальник Гороблагодатских и Пермских заводов горный инженер Андрей Федорович Дерябин. Конечно, место выбрано было не случайно – в этом месте, на реке Иж, уже существовал железоделательный завод, а его расположение в глубоком тылу гарантировало бесперебойное снабжение императорской армии стрелковым и холодным оружием. Уже в 1808 году завод выпустил первую продукцию – кремневое ружье образца 1805 г. Сейчас одно из таких ружей находится в экспозиции заводского музея. Кстати, он расположен в помещении бывшей денежной кладовой Ижевского завода.
Надежды российской власти оправдались – в Отечественную войну 1812 года Ижевский завод был основным поставщиком стрелкового оружия армии.
Именно с основанием завода Ижевск получает мощное развитие. Дерябин пригласил из северной столицы архитекторов, которые повторили стиль Санкт-Петербурга при проектировании многих зданий города.
Помимо оружия, завод производил различное инструментальное оборудование – станки, оснастку.
Следующим важным этапом в развитии завода стало производство нарезного оружия. Во второй половине XIX века все армии мира, в том числе и российская, перешли от гладкоствольных кремневых ружей сначала к нарезным штуцерам, а затем и к винтовкам под унитарный патрон. Многие образцы той эпохи как экспериментального, так и серийного оружия ижевского производства представлено в заводском музее. Среди них можно отметить знаменитую винтовку и карабин Бердана, а также 4,1-линейный револьвер Смит-Вессон образца 1881. Как отметил классик, история повторяется: “Смит-Вессон” сотрудничал с Ижевским заводом в конце ХIХ века, а в конце ХХ родился новый проект по поставке “Сайги” в Штаты и сборке револьверов этой фирмы на “ИЖМАШе”. Правда, проект был приостановлен, но вполне возможно, что еще рано ставить в этой истории точку.
Однако вернемся к концу дореволюционной эпохи. Тогда Ижевский завод смог добиться больших успехов именно в производстве нарезного оружия. Реклама того времени писала: “Господам охотникам рекомендуем заказывать дробовые ружья в Тулу, что касается штуцеров и винтовок, то их предпочтительнее заказывать на Ижевском оружейном заводе”. В музее представлено большое количество, как мы сказали бы сейчас, гражданской продукции (которую завод выпускает с 1885 года) той эпохи. Есть и поистине уникальные образцы – взять хотя бы “уточницу” длиной 2,5 м! Да и крепостное ружье запросто подойдет под требования нынешнего закона “Об оружии”.
Следующим мощным стимулом для развития Ижевского оружейного завода стала предвоенная индустриализация и перевод страны на военные рельсы в годы Великой Отечественной. Здесь осваиваются новые образцы автоматического оружия: автоматическая винтовка Симонова, противотанковые ружья, авиационное вооружение. В огромных количествах производилось старое, но проверенное оружие – винтовки Мосина, пулеметы.
Там, где делают автоматы
После войны коллективу завода была поставлена задача в кратчайшие сроки наладить массовое производство принципиально нового оружия – автомата Калашникова. Сам Михаил Тимофеевич большую часть своей творческой жизни провел именно на этом заводе. Результаты этой работы можно встретить практически в любой стране третьего мира в виде знаменитого автомата, который был выпущен рекордным тиражом – около 70 млн. штук. Правда, в этом нам помогли Китай, Румыния, Египет, а также некоторые другие соседи по соцлагерю.
На “ИЖМАШе” была выпущена и знаменитая снайперская полуавтоматическая винтовка СВД. В музее нам удалось увидеть очень редкие ее модификации, в частности вариант под малокалиберный патрон 5,6 мм, созданный для тренировочных целей. Здесь же находятся экспериментальные прототипы автомата со сбалансированной автоматикой АН-94 (автором которого является недавно ушедший от нас конструктор
Г.Н. Никонов). Любопытно, что нужный угол наклона магазина в этом автомате был найден далеко не сразу, о чем свидетельствуют экспонаты.
Много в музее и образцов современной гражданской продукции. Помимо всем известных “Лосей”, “Барсов”, “Тигров” и “Сайги”, здесь есть и оружие по-настоящему уникальное. Вот висит биатлонка, принадлежавшая олимпийскому чемпиону А.Тихонову.
А вы когда-нибудь видели карабин на базе винтовки Мосина под патрон 5,6 или 8,2 мм? Все это есть в музее. Только, к сожалению, это оружие уже никогда не будет стрелять: государство считает, что просверлив стволы уникального оружия (криминальная ценность которого, кстати, крайне сомнительна), оно тем самым снизит уровень преступности
Сегодня ОАО “Концерн “Ижмаш” часть мощного машиностроительного холдинга “ИЖМАШ”, который выпускает помимо оружия, автомобили, мотоциклы, станки. Но нас, понятное дело, прежде всего интересовало оружейное производство.
Нам удалось посетить производственные цеха и конструкторско-оружейный центр предприятия, а также контрольно-испытательную станцию.
Мозг завода – это его конструкторское бюро, вернее, Конструкторско-оружейный центр (КОЦ). Ижевская конструкторская оружейная школа впитала в себя традиции, заложенные такими титанами, как Симонов, Калашников, Драгунов, Никонов. На сегодняшний день КБ занято разработкой, в основном, гражданской тематики. Применяются новейшие системы автоматического проектирования (САПР), позволяющие существенно облегчить и убыстрить процесс разработки технической документации.
КОЦ работает в теснейшем контакте с производством. Иначе создание новинок затянулось бы на долгие годы. Специальное производственное подразделение, так называемый “79-й цех”, является той производственной базой, которая воплощает в металл самые смелые идеи. Здесь собраны наиболее квалифицированные рабочие и технологи, имеющие высокую инженерную культуру – ведь порой задания конструкторов весьма сложны. Иногда сами конструкторы становятся к станкам, чтобы вместе с рабочими отработать тот или иной узел – и в этом нет ничего зазорного. Среди ценителей изделия “79-го цеха” пользуются особой популярностью из-за особой тщательности, с которой их тут делают. Возглавляет сейчас Конструкторско-оружейный центр Главный конструктор по стрелковому оружию Н.А. Безбородов. В состав конструкторской группы входят такие известные люди, как А.Е. Драгунов, В.М. Калашников, А.Н. Туркин (гладкоствольные “Сайги”), В.Ф.Суслопаров (малокалиберное и пневматическое оружие) и многие другие.
Удалось нам посетить и основное производство. Несмотря на большие проблемы, существующие сейчас в оборонной промышленности, “ИЖМАШу” удалось сохранить большой потенциал и даже преумножить его. Известно, что сердцевиной оружия является ствол. От его качества зависит точность, а в итоге и ценность карабина, винтовки или ружья. Современный технологический процесс ствольного производства использует метод ротационной ковки. Специальный станок “обстукивает” полую трубку ствольной заготовки с огромным усилием в несколько десятков тонн по оправке (дорну), в результате чего на внутренней поверхности этой заготовки получаются нарезы и патронник. Такой метод позволяет изготавливать стволы очень быстро (на наших глазах эта операция заняла всего несколько минут) и точно. На “ИЖМАШе” существует целый парк ротационно-ковочных машин (или машин редуцирования) производства австрийской фирмы CFM, закупленных еще в советские времена. Однако даже самая современная техника рано или поздно стареет как морально, так и физически. А качество продукции, конечно, снижается. Это прекрасно понимало и руководство “ИЖМАШа”, поэтому в тяжелейших условиях середины 1990-х годов было принято решение о закупке новой машины (той же фирмы) ценою в несколько миллионов долларов. Нам удалось увидеть в работе это чудо техники – полностью роботизированный комплекс с электронным управлением. Даже загрузка заготовки производится не вручную, а с помощью механической руки – манипулятора.
Деревянные детали изготавливаются на специальных копировальных станках – по металлической матрице детали изготавливаются до восьми заготовок одновременно.
Сборка ведется в двух цехах. На каждом карабине или автомате висит небольшая книжка. Это технологический паспорт, который отражает комплектацию изделия и производимые с ним операции.
Перед отправкой оружие отстреливается на специальном участке. Зажав оружие в жесткий станок, пристрельщик производит несколько выстрелов и моментально видит результаты на экране монитора. Именно эти данные он заносит в паспорт оружия, который многие из нас могли видеть в оружейных магазинах. Интересно отметить, что СВД пристреливаются вручную.
Еще одно подразделение завода – это фирма “Легион”. Ее специализация – отбор и доводка валового оружия по индивидуальным заказам. Во всем мире существует подобная практика, в разных странах это называется по-разному – Custom Shop, тюнинг, придворное ателье. Суть от этого не меняется – ведь многим хочется иметь в своей коллекции не просто абстрактный карабин или ружье, а вещь, которая отвечает его личным вкусам и пристрастиям. Если в цехах “ИЖМАШа” большинство операций механизировано, то на “Легионе” в почете ручная работа. “Легион” производит работы по дереву, гравировку, отделку кожей и многое другое. Достаточно сказать, что любимые многими “деревяшки” на карабин “Тигр” в стиле СВД делают только здесь – современные СВД комплектуются только полиамидом. Есть у “Легиона” и еще одно направление деятельности – мелкосерийное производство перспективных моделей “ИЖМАШа”. Например, “Сайга-12К Тактик” сначала появилась в продаже как продукция “Легиона”, а серийные образцы сойдут с конвейера “ИЖМАШа” только в этом году. Она была разработана по заказу коммерческой службы “Концерн “Ижмаш”, на основе представленного технического задания.
Определение заданий для перспективных моделей, исходя из запросов рынка, формирование текущих заказов, реализация готовой продукции и рекламно-выставочная деятельность – вот основные задачи коммерческой службы ОАО “Концерн “Ижмаш”. Именно благодаря ей стала возможна обратная связь потребителя с производителем, что позволяет оперативно реагировать на запросы и предпочтения рынка, выпускать только востребованную продукцию, постоянно совершенствовать изделия и улучшать их качество.
Вот так выглядит сегодня предприятие почти с двухсотлетней историей. Мы умышленно не рассказываем о новинках “ИЖМАШа”, но обязательно вернемся к ним в отдельной статье.
P.S. Следует отметить, что поездка стала возможной благодаря усилиям коммерческой службы ОАО “Концерн “Ижмаш”. Особенно хотелось бы выразить благодарность заместителю генерального директора ОАО “Концерн “Ижмаш”- директору по коммерции и сбыту Е.М. Яковлеву.