Власть, лишив граждан России права владеть короткоствольным оружием, не сняла эту проблему с повестки дня. С каждым годом положение становиться все более серьезным: граждане осознают необходимость в полноценной защите от посягательств преступного элемента и не понимают, почему они лишены такого права.
Как всегда, мы не ставим точку, а лишь предлагаем широко обсудить эту тему на страницах нашего издания.
Данный вопрос постоянно будоражит умы не только “фанатов” оружия, коллекционеров, но и просто тех людей, кто ценит магию оружия, а также уже давно муссируется как в прессе, так и на различных форумах в Интернете. Этой теме посвящены сотни статей и добрый десяток телепередач. Однако ничего в ответ, кроме как негативного отношения к этой проблеме представителей МВД, мы не слышим.
Причем нам постоянно говорят об отсутствии оружейной культуры в стране. А что такое вообще “оружейная культура”?
Что это за понятие? Почему правоохранительные органы нам постоянно толкуют об этом, причем без каких-либо аргументов? Можно ли это понятие рассматривать как нечто в проекции на все общество сразу или это какая-то отдельная субстанция, которой обладают отдельные личности.
Совсем недавно (по меркам истории человечества) – пистолет или револьвер, отнесенный современным российским законодателем к понятию “короткоствольное оружие” (термин, который в дальнейшем будет встречаться в этой статье), было доступно если не широкой массе, то, по крайней мере, большому кругу людей, именующихся добропорядочными гражданами. Его постоянно носили военные, полицейские, городовые. Оно продавалось в царской России и служило как средством самообороны, так и для целей охоты. Ограничения по социальному статусу, если и были, то чисто экономические – не каждому по карману было приобрести тот же, извините за тавтологию, “карманный” пистолет. Некоторые модели пистолетов и револьверов, выпускавшиеся для нужд армии и не прошедшие конкурсный отбор, или по иным причинам отвергнутые военными, с незначительными изменениями шли на гражданский рынок, и, в частности, пользовались спросом у охотников. Но, повторяю, оружие самообороны, начиная от “жилетного” пистолета до револьвера “45-го калибра” мог приобрести практически любой законопослушный гражданин. Использовалось ли данное право всеми гражданами? Я думаю, что это скорее риторический вопрос. Была ли в царской России оружейная культура? Или в связи со свободной продажей короткоствольного оружия в стране царил хаос и насилие? Я полагаю, что такая постановка вопроса вызовет у большинства саркастическую усмешку. Все было, и грабежи и насилие, но абсолютно не в прямой зависимости от легальной продажи оружия.
А что в советской России? Да, в общем-то, пистолет или револьвер на поясе военного, милиционера, или за поясом у оперативника, все это воспринималось совершенно естественно. Это было как до войны, так и после. А сколько оружия, и не только, кстати, пистолетов и револьверов, находили в местах боев. И сколько этого оружия было запрятано и хранится до сих пор в подвалах и чердаках домов? А наградное или трофейное оружие в семьях военных? И ведь не было той истерии, что творится сейчас, когда человек с пистолетом воспринимается как нечто опасное само по себе. Это уже потом, постепенно, законодательная и исполнительная власть в лице органов безопасности и правопорядка начали нарабатывать всевозможные инструкции и регламенты, ограничивающие не только порядок хранения оружия гражданами, но и хранение и ношение короткоствольного оружия теми же представителями правопорядка, но это уже совершенно другая история.
Здесь стоит также коснуться ситуации с оружием в наши дни в такой стране как США. Коснуться в той части, что и там, несмотря на т.н. “вторую поправку” к Конституции, которая пока еще хранит незыблемое право на приобретение оружия гражданами, существуют некоторые ограничения, связанные в первую очередь с системами оружия, вместимостью магазинов пистолетов, местом и сроками проживания потенциальных покупателей. Более того, в последнее время “мода” на судебные тяжбы, в которые вовлекаются дистрибьютеры (продавцы) оружия, касаются признания их вины в части необеспечения (!) оружия так называемым “external lock”, т.е. внешним замком (устройством) обеспечивающим дополнительное препятствие к доступу оружия посторонних лиц. Данный пример взят из недавней статьи, опубликованной на сайте американской оружейной ассоциации “National Rifle Association”, которая называлась “More Guns, Less Crime”. Но при этом, заметьте, никто не посягает на святая святых американской демократии – право владения оружием. Есть ли оружейная культура в США. Есть конечно, с этим никто не будет спорить. Получается, что американцы заслужили право владеть короткоствольным оружием, а мы – нет. Кстати, постулат указанной выше статьи “More Guns, Less Crime” – рост количества оружия не влечет роста преступности. При этом речь, конечно же, идет о легальном зарегистрированном оружии. В этой связи приводится опыт Швейцарии – где фактически каждый домовладелец имеет армейскую автоматическую винтовку и приличный боезапас – и вместе с тем, Швейцария, как ни странно, самая мирная страна. Мы, конечно – не Швейцария, но тоже ведь не лаптем щи хлебаем.
Нынешняя ситуация, связанная с существующим ограничением на возможность стать, на законном основании, владельцем пистолета или револьвера объясняется почему-то “неготовностью” нашего общества, недостатком так называемой оружейной культуры. Это достаточно спорный вопрос. Так ли это на самом деле, и что делается или планируется сделать к тому, чтобы ситуация изменилась к лучшему – вот суть проблемы. Закрыть глаза и забыть – это не выход. Тотальные ограничения ни к чему не приводят, скорее наоборот. Ссылаться на некую “неготовность” общества к свободной продаже (опять-таки что понимать под “свободной продажей”) короткоствольного оружия – это по-меньшей мере непрофессионально. Примеры, где продажа оружия была разрешена не так давно? Пожалуйста, есть. И не один, а несколько. Те же страны Прибалтики и Молдавия. В советское время мы жили в одном, как сейчас модно говорить, “правовом поле”, государственный строй и порядки были одинаковые для всех. Общий уровень культуры в каждом из этих государств по отношению друг к другу и к России в отдельности? Да, есть различия. По некоторым позициям – далеко не в пользу этих государств. И что, неужели кто-то мог бы привести статистику, что в упомянутых странах бывшего СССР резко возросло количество преступлений, связанных с применением легально приобретенного оружия? Было бы очень интересно на нее (эту статистику) посмотреть.
Оно понятно, что одним росчерком пера – “разрешить” дело тоже не решишь. Да и не это нужно. С чего же начинать? Да хотя бы с организации стрелковых обществ и стрельбищ, тиров. На страницах, наверное всех оружейных журналов, об этом написана не одна статья. Не обходит вниманием этот вопрос и журнал “Калибр.RU”. Нужно сказать, что оружейная культура развивается. Не стоят на месте специализированные спортивно-стрелковые общества, союзы. Но, в основном, все держится на базе стрельбищ и тиров, построенных и оборудованных еще в советские времена. Разве что под эгидой Национальной федерации стендовой и спортивно-охотничьей стрельбы создаются новые и модернизируются уже существующие стендовые стрельбища. Но это опять же, в основном, для стрелков-стендовиков. К короткоствольному оружию это имеет лишь самое общее отношение. Кардинально нового, созданного для стрелков-любителей из короткоствольного оружия, ничего нет. Да, еще есть Международная Конфедерация Практической Стрельбы (I.P.S.C.) Российские стрелки участвуют в международных соревнованиях. Но, опять же – это профессиональный вид спорта. Существуют, правда (я беру в основном крупные города) тиры, где можно пострелять из малокалиберного пистолета Марголина. И ВС (!). Просто подержать пистолет или револьвер в руках, а уж тем более пострелять из него доводилось очень и очень ограниченному кругу лиц. Где уж тут культура обращения с короткоствольным оружием возьмется. У нас взрослый мужчина, в армии отслуживший, пистолет Макарова только у офицера в кобуре и видел, когда в наряд заступал. Хотя АК с завязанными глазами может разобрать и собрать. А взять другой аспект – коллекционирование короткоствольного оружия. Опять – нельзя! Но ведь для коллекционера – самое главное создать коллекцию. Он может, из этого оружия, и стрелять-то никогда не собирается. Сколько образцов пистолетов и револьверов существует в мире, в России, сколько уже уничтожено, сколько еще будет отправлено в переплавку. Про всякие эрзацы типа ММГ (макетов массо-габаритных) я не говорю принципиально. Это вообще – неуважение к оружию. Все равно что безалкогольное пиво или Ну, не будем
Так что же? Ответ видится, наверное, в следующем. На сегодняшний день ни законодательная ни материальная база, ни тем более правоохранительные органы не готовы для того, чтобы в нашем государстве мог появиться закон, разрешающий приобретать в собственность пистолеты и револьверы. Хотя пора уже государству браться за рынок короткоствольного оружия и развивать его. Начинать реально бороться с нелегальным оборотом оружия, и не только короткоствольного. Как всегда в нашей стране нужен комплексный вариант решения проблемы, а именно:
1. Подготовка законодательной базы. Внесение изменений и дополнений в действующий Закон “Об оружии”. Установить возможность обладать короткоствольным оружием с возраста 21 год. Обязательно – прохождение специальных курсов (теория плюс практика) в системе МВД. Если не сразу, то может быть поэтапное разрешение – на хранение и самооборону без права ношения (за исключением поездок в тир), а по истечении определенного срока – разрешение на ношение. К тому же государство, на первых порах, могло бы ограничить возможность приобретения короткоствольного оружия – калибром, мощностью патрона. Ведь, в конце концов, не собираются же нормальные люди сражаться со спецподразделениями, одетыми в бронежилеты. Отдельно – вопрос по коллекционированию. Взял лицензию на коллекционирование – значит только хранение. И не надо думать, что все без исключения кинутся в оружейные магазины скупать пистолеты и револьверы. Это далеко не каждый сможет сделать по многим причинам: сначала – длительной процедуры получения лицензии и, заканчивая, ценой самого пистолета или револьвера. Уверяю, что цена – это отнюдь не последний сдерживающий фактор. Да к тому же стоимость патронов. Вс это не сделает оружие таким уж легкодоступным.
2. Создание (возможно на базе уже существующих обществ) Национальной стрелковой ассоциации, может быть где-то “клубной” системы – где могли бы быть объединены и спортсмены и любители. Вот вам и развитие оружейной культуры. Членство в стрелковом обществе или клубе тоже отнюдь не дешевое занятие.
3. Формирование материальной базы. Организация стрельбищ и тиров. Может даже возможность использования армейских стрельбищ, разумеется, за умеренную плату и, например, в выходные дни. Приехал, пострелял, отвел душу.
Но вопросы все равно остаются. И как всегда самый главный – когда же хоть что-то сдвинется с “мертвой точки”?