Чтобы лучше понять особенности СВТ-40, вкратце вспомним историю ее создания.В рамках конкурса 1938 г. на самозарядную винтовку, были проведены испытания трех образцов – Токарева, Симонова, Руковишникова. В результате, было определено, что ни один образец не удовлетворяет требованиям РККА и конструкторам было предложено доработать винтовки.
На окончательные испытания (20 ноября 1938 г.) были представлены винтовки Симонова и Токарева, по результатам которых на вооружение принят приказом от 26 февраля 1939 г. образец Токарева под называнием “7,62 мм. самозарядная винтовка Токарева обр. 1938 г (СВТ-38)”.
Но история противоборства этих двух винтовок на этом не закончилась – 20 мая 1939 г совместно Наркоматом Вооружения СССР и Артиллерийским управлением была создана комиссия для сравнения и оценки производственно-экономических показателей винтовок Токарева и Симонова. Комиссия установила, что винтовка Токарева более дорогостояща в производстве (на 12,56 руб.) и на ее производство идет металла на 1,74 кг больше, чем на винтовку Симонова. Такое же положение было выявлено и по количеству деталей (общее количество у СВТ-38 и винтовки Симонова, соответственно, 143 и 118, пружин 22 и 16, марок сталей 12 и 7 )*.
Выводом комиссии стало то, что винтовка Симонова имеет существенные преимущества перед СВТ-38 по всем существенным технико-экономическим показателям (массе, количеству деталей, технологии изготовления, расходу металла, инструментария, оборудования производственных площадей и конечной стоимости).
Окончательную точку 17 июля 1939 г.
в судьбе СВТ поставил Комитет Обороны (вернее, Сталин), постановив прекратить дальнейшее обсуждение вопроса о самозарядных винтовках. Единственным мотивом такого решения стало то, что СВТ-38 уже подготовлена к производству.
1 октября 1939 г начался валовый выпуск СВТ-38 на Тульском оружейном заводе. Впервые СВТ-38 приняла участи в боевых действиях в ходе Советско-финской войны 1939-40 гг. В ходе ее выяснились недостатки СВТ-40: ненадежность работы автоматики, сильно зависящей от погодных условий и смазки, утеря магазина.
Винтовка претерпела небольшую модернизацию, получив наименование СВТ-40. Внешне она отличается от СВТ-38 измененной формой деревянной ложи и убранным с правой стороны ложи шомполом под ствол. Кардинальных изменений в конструкции винтовки не произошло.
С началом войны выпуск СВТ-40 наращивался, однако, очень скоро стало ясно, что винтовка в реальных боевых условиях ненадежна и с 1942 г. производство ее свертывается.
Всего было выпущено около 1,5 млн. экземпляров всех модификаций, включая СВТ-38, СВТ-40, автоматическую АВТ-40 и снайперскую версию с прицелом ПУ.
После войны боевая карьера СВТ закончилась: оставшиеся винтовки были сданы на хранение, расходясь в качестве поставок в союзные государства, а в 1970-80-х- гг. стали поступать в коммерческую продажу в качестве охотничье-промыслового оружия.
Созданная за годы советской власти мифология наделяла все советское, в том числе и оружие, сверхъестественными качествами – наше самое лучшее, самое надежное и т.п.
Коснулось это и СВТ-40: в качестве аргумента, свидетельствующего о “выдающихся” качествах СВТ советские историки часто ссылались на то, что Германия приняла эту винтовку на вооружение под названием Selbstladegewer 258/259 . При этом, обычно забывают добавить, что в качестве оружия т.н. “ограниченного стандарта”, чаще всего снайперского. Принятие на вооружение советских (а также других трофейных) винтовок говорит лишь о недостатке стрелкового оружия в вермахте. Нужно учитывать, что к снайперскому оружию предъявляются совсем иные требования, а персонал гораздо более грамотный, нежели рядовые пехотинцы.
С другой стороны, американская винтовка Гаранд М1 пережила СВТ-40 на полтора десятилетия, успев повоевать еще и в Корее, и в десятках других локальных войн, при этом, став основой для многих других образцов оружия. В ряде стран, клоны “Гаранда” находятся на вооружении до сих пор.
Все вышесказанное не преследует цели отвергнуть опыт предыдущих десятилетий. Вне всякого сомнения, СВТ стала важным этапом в развитии советской военной промышленности. Заложенная конструкторская и технологическая база помогли при дальнейших разработках автоматического оружия.
Другое дело, что история любого образца оружия должна освещаться объективно.