Предлагаемая Вашему вниманию статья рассматривает некоторые вопросы изготовки к стрельбе из нарезного оружия. Видимо, единственно правильного и верного ответа на этот вопрос не существует в природе, так как каждый стреляет так, как ему удобно. И если при этом человек добивается отменных результатов, то и менять что-либо в его изготовке незачем. Другое дело, если не все получается гладко: именно таким стрелкам призвана помочь эта статья.
В системе “винтовка-патрон-человек” самый непредсказуемый и неустойчивый компонент – человек. Поэтому, принятие устойчивого положения (изготовки) для стрельбы позволяет увеличить вероятность попадания пули в цель.
Но, что же считать неустойчивым положением и наоборот? Попробуем ответить на этот вопрос.
Каждый сустав человека представляет собой шарнир, жестко зафиксировать который не представляется возможным в силу чисто биологических причин. Можно с известной долей условности говорить лишь о большей или меньшей фиксации положения тела, да и то при условии постоянных тренировок.
Другим важным фактором, влияющим на стабильность положения оружия (то есть, сохранение такого положения оружия, при котором достигается минимальное количество и амплитуда колебаний), это площадь соприкосновения тела стрелка и поверхности земли. Чем больше эта величина, тем меньше влияют силы отдачи на положение оружия.
Таким образом, нетрудно определить, что из трех основных изготовок для стрельбы (“стоя”, “сидя”, “лежа”) наибольшей стабильностью отличается изготовка “лежа” – количество “шарниров” минимально возможное, а площадь опоры максимальная.
Это высказывание нашло подтверждение в многочисленных военных наставлениях по снайперской стрельбе. Например, в американском наставлении (FM 23-10) снайперу рекомендуется использовать преимущественно изготовки “лежа” и “сидя” (или “с колена”), а стрельба “стоя” ведется в виде исключения и только с какого-либо упора. Стойки “стоя с рук” наставлением вообще не предусматривается.
Но, как же быть на охоте, спросите Вы? Ведь стрелять из положения “лежа” иногда не представляется возможным, да и погодные условия не всегда позволяют.
Существует множество вариантов решения данной проблемы, рассмотрим лишь некоторые.
Большинство российских охот – загонные, на которых охотнику определяется стрелковый номер, где он обязан находится все время до команды старшего. Последнее требование продиктовано безопасностью.
Таким образом, охотник имеет возможность правильно оборудовать стрелковую позицию (номер).
Изготовка “лежа”, при всех ее преимуществах, в данном случае малопригодна: сектор обзора ограничен, а зимой еще и достаточно тяжело неподвижно находится в таком положении даже при применении специальных утепленных подстилок и одежды.
Многие охотники предпочитают изготовку “сидя” или “с колена”. Для этого необходимо наличие соответствующего мобильного упора, пригодного для переноски одним человеком.
Самое простейшее – это применение сошек. Западные производители предлагают различные виды телескопических сошек, в том числе достаточно длинных, позволяющих их использовать для стрельбы из положения “сидя” и даже “стоя”.
Более компактным устройством является упор-монопод. Чем-то он напоминает сошку, использовавшуюся в первых мушкетах, с тем отличием, что новый монопод изготовлен из современных материалов и имеет компактную конструкцию: он представляет собой телескопический штырь достаточной длины с упором для винтовки. В походном положении он занимает места не больше, чем средний по размеру фонарь, а для его фиксации достаточно воткнуть острие в землю или снег.
Такие упоры популярны при ходовой охоте на открытых пространствах (например, степь). В условиях лесистой местности дистанции значительно меньше, но и тут встречаются открытые участки местности, где расстояние до цели может быть вполне приличным.
Оригинальным и достаточно бюджетным решением является штатив для фото и видео техники. Этот вариант фиксации оружия довольно часто применяется американскими армейскими снайперами. Недостаток заключается только в меньшей компактности штатива при переноске, нежели сошки или монопод.
Для оборудования стрелкового номера желательно иметь матерчатый складной стульчик.
В Западной Европе и США уже давным-давно налажена целая индустрия, производящая мобильные стрелковые позиции, интегрирующие стрелковый упор и кресло, некоторые модели могут транспортироваться одним человеком.
Если возможности использовать одно из вышеописанных приспособлений нет, то и тут есть возможность выйти из положения. Сделать импровизированный упор из трех прочных жердей и веревки можно всего за несколько минут.
Целесообразно в качестве упоров использовать также прочные ветки деревьев, пни и т.п.
Для охоты “на овсах” можно оборудовать гораздо более капитальное сооружение – лобаз или засидку.
Остается только часть охот “с подхода”, когда охотник вынужден стрелять с рук. Как правило, огонь ведется накоротке. В таких случаях можно ограничится гладкоствольным оружием, которое более эффективно чем нарезное на дистанциях до 50-70 м, либо используется крупнокалиберное нарезное оружие, как правило, без оптического прицела.
При стрельбе с рук, если возникла крайняя необходимость в этом, стоит ограничится максимальной дистанцией в 100 м. Вообще говоря, стрельба с рук на охоте должна носить исключительный характер, так как она приводит к появлению подранков. Наше мнение заключается в том, что достичь максимальной эффективности при стрельбе с рук возможно только после долгих и постоянных тренировок. Согласитесь, что российский среднестатистический охотник стреляет гораздо реже, чем даже раз в месяц. Американские стрелки, даже с учетом того, что возможностей для тренировок у них гораздо больше, а оружие (в целом) совершеннее и точнее, стараются произвести выстрел из устойчивого положения, а некоторые из них не ленятся привести с собой на охоту настоящий “бенчрест” (специализированный упор для стрельбы). Такое положение свидетельствует об ответственном отношении к выстрелу и высоком уровне охотничьей этики.
Объективности ради, отметим, что существует отличное от этого мнение о том, что стрелять на охоте придется все равно из неудобного положения и, скорее всего, с рук. Появилась даже теория, якобы позволяющая подобрать каждому конкретному человеку оружие с “малым моментом инерции”, которое может творить чуть ли не чудеса любому смертному при стрельбе с рук.
Эта теория представляется сомнительной как с этических позиций, так и чисто практических. Как было написано выше, охотник должен руководствоваться при решении на стрельбу прежде всего возможностью реально поразить зверя, а не стремлением сделать это “из самого неудобного положения” да еще с максимальной дистанции.
Во-вторых, предлагается оценивать момент инерции по количеству качаний винтовки, удерживая двумя пальцами оружие за приклад. Более субъективной методики придумать просто нельзя: ведь, чем тяжелее винтовка, тем сильнее пальцы будут ее сжимать и тем меньше будет “момент инерции”!
Критерием, якобы подтверждающим данную точку зрения выступают ссылки на рост продаж тех или иных моделей оружия. На самом деле, это свидетельствует лишь о грамотной рекламной и маркетинговой стратегии фирм, производящих и продающих данные образцы оружия.
Еще раз подчеркнем, что это наше субъективное мнение, которое не является, разумеется, истиной в последней инстанции.
Мы отнюдь не ставим точку в разговоре об изготовках и прекрасно понимаем, что дать какой-то универсальный совет невозможно. Ведь стрельба – это искусство. А искусство требует постоянного совершенствования и шлифовки. Поэтому, мы предлагаем всем желающим поделиться своим личным опытом и высказать точку зрения по вопросу изготовок.