В этом году исполняется 50 лет выдающемуся конструктору
С.П. Попикову, который хорошо известен как у нас в стране, так и во всем мире по карабинам и штуцерам фирмы “Blaser”.
На эту встречу Сергей пришел без смокинга и без бабочки, которых требовал протокол такого солидного мероприятия, как, например, презентация фирмы в Москве, интересы которой в России он представлял.
Вельветовые брюки, джинсовая рубашка, фирменные (от “Блазера”) замшевая куртка и широкополая шляпа, во всем этом Сергей был даже более неотразим, чем вчера на презентации, когда он был, что называется, “при полном параде”.
Да и разговор получился, на мой взгляд, тоже “без бабочки”. До обидного жаль, что поговорить с Сергеем мне удалось лишь буквально за несколько десятков минут до его отъезда в аэропорт из магазина “Кольчуга” на Варварке, где намедни проходила презентация немецкой оружейной фирмы “Блазер”. Мы договорились на двадцать минут, а проговорили… сорок пять.
“Я родился в Воронежской области в селе Новая Криуша Калачевского района. Родился в 1952 г. Поэтому в 2002 г. у
меня юбилей – 50-летие. Там же заканчивал школу. Затем учился в городе Воронеже в ПТУ при авиационном заводе. После окончания ПТУ был направлен учеником на завод ТОЧМАШ в Красноярске. Работал там один год, после чего был призван на службу в Краснознаменный тихоокеанский флот. Почти четыре года отслужил. На флоте занимался разработкой специального, так называемого реактивного пистолета моей конструкции. Получил распоряжение министра обороны СССР в виде рекомендательного письма на последующую мою деятельность на “гражданке”. Вернулся после демобилизации в 1974 г. домой. Год работал на Воронежском авиационном заводе. В 1975 г. женился (в прошлом году у нас была серебряная свадьба).
И снова уехали мы с женой после женитьбы в Красноярск. Большинство экипажа корабля, на котором я служил, было призвано именно из этого города. Моряки всегда одной командой стоят, как братва. И пригласили ребята меня вернуться назад, в Красноярск. Там я поступил работать токарем в локомотивное депо.
Был в моей жизни и такой факт: Октябрьским народным судом города Красноярска я был осужден на 3 года условно за разработки и продолжение работы над реактивным оружием. Это было глубокое недоразумение, поскольку у меня было разрешение на эту работу самого Министерства обороны, подписанное Андреем Антоновичем Гречко. Но, согласно статье 218 УК РСФСР, в декабре 1976 г.
меня осудили.
Я решил больше не испытывать судьбу, не ходить под законом и в марте 1977 г. направил свое рекомендательное письмо на ТОЗ, попросился в качестве токаря в инструментальный цех. По стечению каких-то обстоятельств (я не буду их освещать полностью) в Министерстве обороны приняли решение направить меня на ТОЗ в качестве техника-конструктора.
Прибыл я туда. Корольков Николай Иванович начальник конструкторского бюро №1 опытно-конструкторских разработок, уроженец села Каменка той же Воронежской области, пригласил меня работать к себе. Он “создал мне биографию”, предоставил мне возможность учиться в Тульском механическом техникуме имени С.И.Мосина, который я в 1979 г. закончил с “красным” дипломом. Затем закончил двухгодичные курсы при Тульском политехническом институте. Получил должность инженера-конструктора I категории спортивно-охотничьего оружия. В этой должности доработал до октября 1991 г. Создал за это время на ТОЗе комплексы моделей спортивно-охотничьего оружия ТОЗ-84-10, -11, позднее ТОЗ-91 (четыре базовые модели). Затем, не дождавшись сроков эффективной постановки этого оружия в серию на производство, получил приглашение от польской фирмы “Рагмик” участвовать в создании новой частной оружейной фирмы.
В октябре 1991 г. мы всей семьей выехали в Польшу. Работал я там два года и создал комплекс так называемых полных комплектов к оружию. Начались работы по внедрению, но вдруг хозяин фирмы отказался от этих работ, поскольку его финансовые возможности оказались, увы, не так велики, как он предполагал.
К этому времени я уже был знаком с представителями немецкой фирмы “Блазер”. Один из них, господин Троен, доложил хозяину фирмы, господину Бленку, что есть такой интересный конструктор в Польше, который ищет работу.
Фирма меня пригласила. Тогда же, в октябре 1992 г., я приехал в Германию, познакомился, представил свои работы и… получил приглашение на работу (официальное). Заключили рабочий контракт.
Через 9 месяцев после получения разрешения консульства России на мой выезд с семьей в Германию были согласованы все остальные формальности с немецким правительством. После этого я на официальной ноте въехал с семьей на германскую территорию, где и по сегодняшний день продолжаю работать на фирме “Блазер” в качестве заместителя главного конструктора фирмы.
Примерно 42% разработок фирмы идет в производство с моим участием. Лично участвовал в доводке 93-й модели. Затем были “Блазер-97” и “Зауэр-97”. Затем дриллинг “Блазер-99”. Затем “Маузер-98”, который мало кто видел. Теперь будет новый комплекс “Маузер-2002”. Это пока новинка только лишь для нашего рынка. Работаю еще над рядом изделий параллельно. Работы идут успешно. Работать на фирме чрезвычайно легко и удобно. Там для конструктора новейшее оборудование, компьютерное программирование и т.д., и т.п. Все это западные технологии и западный уровень изготовления любых изделий, будь то автомобиль или что-то из электронной промышленности.
Весьма, даже очень, доволен жизнью в Германии. Сын окончил немецкий техникум. Сейчас работает механиком по точной механике на “Свинтексе”. Это параллельная с нашей фирма. Она не относится к оружейным, но там тоже все связано с металлом: механика, инженерия и т.д.
Построили в этом году нам дом: НАШ ЧАСТНЫЙ ДОМ. Прошло лишь две недели, как мы переехали в него. Эти восемь лет работы в Германии я оцениваю как период очень интересной жизни и… интенсивное признание моих заслуг теперь уже перед другим государством.
Глубоко сожалею о том, что на ТОЗе не поняли моих направлений. А может быть, ситуация в стране была в этом виновата.
Старый шеф нашей фирмы господин Бленк дал мне возможность пригласить ТОЗ на совместную работу. Начинались какие-то подвижки в этом направлении. Но затем все это затихло не по вине немецкой стороны. На сегодняшний день, я скажу, что очень доволен, что все это прекратилось. Я с этим заводом больше никогда не буду связывать свои мечты или свои сожаления. Все!
Не очень корректно ТОЗ отнесся и к моей модели ТОЗ-91, сказав, что там очень много недоработок. Я с этим совершенно не согласен, потому что этот комплекс (ТОЗ-91) был создан и испытан не одним ружьем, а ВОСЕМЬЮ. 8 ружей были испытаны на ТОЗе и на ГИСе. Испытания закончились успешно, поскольку весь комплекс был сделан чисто. Но когда я уезжал, то сказал тогда следующее: чтобы комплекс был поставлен на производство, я при этом должен бывать на заводе. Но… все промолчали.”
Друзья мои, охотники!
Я повторюсь, что разговор с теперь уже известным всему миру российским оружейником Сергеем Попиковым, ныне главным конструктором (де-факто) немецкой фирмы “Блазер” состоялся буквально перед его отъездом в Шереметьево, откуда Сергей должен был улететь в Германию. В конце нашего разговора наш бывший соотечественник и рассказал краткую историю своей жизни, которую вы только что прочитали.
Я думаю, что финал этого разговора, дальнейшее продолжение которого из-за цейтнота во времени и мерзкой погоды грозило обернуться опозданием на самолет, заслуживает того, чтобы о нем узнали уважаемые читатели журнала “Калибр”. Вот он…
А.П. Вы счастливый человек, Сергей!
Я Вас поздравляю с Вашими успехами! Желаю Вам здоровья, а также и впредь удивлять мир новыми уникальными и интересными разработками охотничьего оружия! И чтоб впредь все в Вашей жизни было замечательно!
С.П. Спасибо! Я скажу, что счастье куется собственной головой и собственными руками. Поэтому понятие “счастье” относительно. Кто хочет, тот его добьется.
А кто не хочет, тот его не увидит.
А.П. В Россию еще будете приезжать?
С.П. Безусловно. Это оговорено контрактом. Ну и… если трамвай не переедет… Все! Счастливо!
А.П. Aufwiedersehen!