В этом году исполняется 50 лет выдающемуся конструктору
С.П. Попикову, который хорошо известен как у нас в стране, так и во всем мире по карабинам и штуцерам фирмы “Blaser”.
На эту встре­чу Сер­гей при­шел без смо­кин­га и без ба­боч­ки, ко­то­рых тре­бо­вал про­то­кол та­ко­го со­лид­но­го ме­ро­при­я­тия, как, на­при­мер, пре­зен­та­ция фир­мы в Моск­ве, ин­те­ре­сы ко­то­рой в Рос­сии он пред­став­лял.


Вель­ве­то­вые брю­ки, джин­со­вая ру­баш­ка, фир­мен­ные (от “Бла­зе­ра”) за­мше­вая курт­ка и ши­ро­ко­по­лая шля­па, во всем этом Сер­гей был да­же бо­лее не­от­ра­зим, чем вче­ра на пре­зен­та­ции, ког­да он был, что на­зы­ва­ет­ся, “при пол­ном па­ра­де”.
Да и раз­го­вор по­лу­чил­ся, на мой взгляд, то­же “без ба­боч­ки”. До обид­но­го жаль, что по­го­во­рить с Сер­ге­ем мне уда­лось лишь бук­валь­но за не­сколь­ко де­сят­ков ми­нут до его отъ­ез­да в аэ­ро­порт из ма­га­зи­на “Коль­чу­га” на Вар­вар­ке, где на­мед­ни про­хо­ди­ла пре­зен­та­ция не­мец­кой ору­жей­ной фир­мы “Бла­зер”. Мы до­го­во­ри­лись на двад­цать ми­нут, а про­го­во­ри­ли… со­рок пять.
“Я ро­дил­ся в Во­ро­неж­ской об­ла­с­ти в се­ле Но­вая Кри­у­ша Ка­ла­чев­ско­го рай­о­на. Ро­дил­ся в 1952 г. По­это­му в 2002 г. у
ме­ня юби­лей – 50-ле­тие. Там же за­кан­чи­вал шко­лу. За­тем учил­ся в го­ро­де Во­ро­не­же в ПТУ при авиа­ци­он­ном за­во­де. По­сле окон­ча­ния ПТУ был на­прав­лен уче­ни­ком на за­вод ТО­Ч­МАШ в Крас­но­яр­ске. Ра­бо­тал там один год, по­сле че­го был при­зван на служ­бу в Крас­но­зна­мен­ный ти­хо­оке­ан­ский флот. Поч­ти че­ты­ре го­да от­слу­жил. На фло­те за­ни­мал­ся раз­ра­бот­кой спе­ци­аль­но­го, так на­зы­ва­е­мо­го ре­ак­тив­но­го пи­с­то­ле­та мо­ей кон­ст­рук­ции. По­лу­чил рас­по­ря­же­ние ми­ни­с­т­ра обо­ро­ны СССР в ви­де ре­ко­мен­да­тель­но­го пись­ма на по­сле­ду­ю­щую мою де­я­тель­ность на “граж­дан­ке”. Вер­нул­ся по­сле де­мо­би­ли­за­ции в 1974 г. до­мой. Год ра­бо­тал на Во­ро­неж­ском авиа­ци­он­ном за­во­де. В 1975 г. же­нил­ся (в про­шлом го­ду у нас бы­ла се­ре­б­ря­ная свадь­ба).
И сно­ва уе­ха­ли мы с же­ной по­сле же­нить­бы в Крас­но­ярск. Боль­шин­ст­во эки­па­жа ко­раб­ля, на ко­то­ром я слу­жил, бы­ло при­зва­но имен­но из это­го го­ро­да. Мо­ря­ки все­гда од­ной ко­ман­дой сто­ят, как брат­ва. И при­гла­си­ли ре­бя­та ме­ня вер­нуть­ся на­зад, в Крас­но­ярск. Там я по­сту­пил ра­бо­тать то­ка­рем в ло­ко­мо­тив­ное де­по.
Был в мо­ей жиз­ни и та­кой факт: Ок­тябрь­ским на­род­ным су­дом го­ро­да Крас­но­яр­ска я был осуж­ден на 3 го­да ус­лов­но за раз­ра­бот­ки и про­дол­же­ние ра­бо­ты над ре­ак­тив­ным ору­жи­ем. Это бы­ло глу­бо­кое не­до­ра­зу­ме­ние, по­сколь­ку у ме­ня бы­ло раз­ре­ше­ние на эту ра­бо­ту са­мо­го Ми­ни­с­тер­ст­ва обо­ро­ны, под­пи­сан­ное Ан­д­ре­ем Ан­то­но­ви­чем Греч­ко. Но, со­глас­но ста­тье 218 УК РСФСР, в де­ка­б­ре 1976 г.
ме­ня осу­ди­ли.
Я ре­шил боль­ше не ис­пы­ты­вать судь­бу, не хо­дить под за­ко­ном и в мар­те 1977 г. на­пра­вил свое ре­ко­мен­да­тель­ное пись­мо на ТОЗ, по­про­сил­ся в ка­че­ст­ве то­ка­ря в ин­ст­ру­мен­таль­ный цех. По сте­че­нию ка­ких-то об­сто­я­тельств (я не бу­ду их ос­ве­щать пол­но­стью) в Ми­ни­с­тер­ст­ве обо­ро­ны при­ня­ли ре­ше­ние на­пра­вить ме­ня на ТОЗ в ка­че­ст­ве тех­ни­ка-кон­ст­рук­то­ра.
При­был я ту­да. Ко­роль­ков Ни­ко­лай Ива­но­вич на­чаль­ник кон­ст­рук­тор­ско­го бю­ро №1 опыт­но-кон­ст­рук­тор­ских раз­ра­бо­ток, уро­же­нец се­ла Ка­мен­ка той же Во­ро­неж­ской об­ла­с­ти, при­гла­сил ме­ня ра­бо­тать к се­бе. Он “со­здал мне би­о­гра­фию”, пре­до­ста­вил мне воз­мож­ность учить­ся в Туль­ском ме­ха­ни­че­с­ком тех­ни­ку­ме име­ни С.И.Мо­си­на, ко­то­рый я в 1979 г. за­кон­чил с “крас­ным” дип­ло­мом. За­тем за­кон­чил двух­го­дич­ные кур­сы при Туль­ском по­ли­тех­ни­че­с­ком ин­сти­ту­те. По­лу­чил долж­ность ин­же­не­ра-кон­ст­рук­то­ра I ка­те­го­рии спор­тив­но-охот­ни­чь­е­го ору­жия. В этой долж­но­с­ти до­ра­бо­тал до ок­тя­б­ря 1991 г. Со­здал за это вре­мя на ТО­Зе ком­плек­сы мо­де­лей спор­тив­но-охот­ни­чь­е­го ору­жия ТОЗ-84-10, -11, по­зд­нее ТОЗ-91 (че­ты­ре ба­зо­вые мо­де­ли). За­тем, не дож­дав­шись сро­ков эф­фек­тив­ной по­ста­нов­ки это­го ору­жия в се­рию на про­из­вод­ст­во, по­лу­чил при­гла­ше­ние от поль­ской фир­мы “Раг­мик” уча­ст­во­вать в со­зда­нии но­вой ча­ст­ной ору­жей­ной фир­мы.
В ок­тя­б­ре 1991 г. мы всей се­мь­ей вы­еха­ли в Поль­шу. Ра­бо­тал я там два го­да и со­здал ком­плекс так на­зы­ва­е­мых пол­ных ком­плек­тов к ору­жию. На­ча­лись ра­бо­ты по вне­д­ре­нию, но вдруг хо­зя­ин фир­мы от­ка­зал­ся от этих ра­бот, по­сколь­ку его фи­нан­со­вые воз­мож­но­с­ти ока­за­лись, увы, не так ве­ли­ки, как он пред­по­ла­гал.
К это­му вре­ме­ни я уже был зна­ком с пред­ста­ви­те­ля­ми не­мец­кой фир­мы “Бла­зер”. Один из них, гос­по­дин Тро­ен, до­ло­жил хо­зя­и­ну фир­мы, гос­по­ди­ну Блен­ку, что есть та­кой ин­те­рес­ный кон­ст­рук­тор в Поль­ше, ко­то­рый ищет ра­бо­ту.
Фир­ма ме­ня при­гла­си­ла. Тог­да же, в ок­тя­б­ре 1992 г., я при­ехал в Гер­ма­нию, по­зна­ко­мил­ся, пред­ста­вил свои ра­бо­ты и… по­лу­чил при­гла­ше­ние на ра­бо­ту (офи­ци­аль­ное). За­клю­чи­ли ра­бо­чий кон­тракт.
Че­рез 9 ме­ся­цев по­сле по­лу­че­ния раз­ре­ше­ния кон­суль­ст­ва Рос­сии на мой вы­езд с се­мь­ей в Гер­ма­нию бы­ли со­гла­со­ва­ны все ос­таль­ные фор­маль­но­с­ти с не­мец­ким пра­ви­тель­ст­вом. По­сле это­го я на офи­ци­аль­ной но­те въе­хал с се­мь­ей на гер­ман­скую тер­ри­то­рию, где и по се­го­дняш­ний день про­дол­жаю ра­бо­тать на фир­ме “Бла­зер” в ка­че­ст­ве за­ме­с­ти­те­ля глав­но­го кон­ст­рук­то­ра фир­мы.
При­мер­но 42% раз­ра­бо­ток фир­мы идет в про­из­вод­ст­во с мо­им уча­с­ти­ем. Лич­но уча­ст­во­вал в до­вод­ке 93-й мо­де­ли. За­тем бы­ли “Бла­зер-97” и “За­у­эр-97”. За­тем дрил­линг “Бла­зер-99”. За­тем “Ма­у­зер-98”, ко­то­рый ма­ло кто ви­дел. Те­перь бу­дет но­вый ком­плекс “Ма­у­зер-2002”. Это по­ка но­вин­ка толь­ко лишь для на­ше­го рын­ка. Ра­бо­таю еще над ря­дом из­де­лий па­рал­лель­но. Ра­бо­ты идут ус­пеш­но. Ра­бо­тать на фир­ме чрез­вы­чай­но лег­ко и удоб­но. Там для кон­ст­рук­то­ра но­вей­шее обо­ру­до­ва­ние, ком­пью­тер­ное про­грам­ми­ро­ва­ние и т.д., и т.п. Все это за­пад­ные тех­но­ло­гии и за­пад­ный уро­вень из­го­тов­ле­ния лю­бых из­де­лий, будь то ав­то­мо­биль или что-то из эле­к­трон­ной про­мы­ш­лен­но­с­ти.
Весь­ма, да­же очень, до­во­лен жиз­нью в Гер­ма­нии. Сын окон­чил не­мец­кий тех­ни­кум. Сей­час ра­бо­та­ет ме­ха­ни­ком по точ­ной ме­ха­ни­ке на “Свин­тек­се”. Это па­рал­лель­ная с на­шей фир­ма. Она не от­но­сит­ся к ору­жей­ным, но там то­же все свя­за­но с ме­тал­лом: ме­ха­ни­ка, ин­же­не­рия и т.д.
По­ст­ро­и­ли в этом го­ду нам дом: НАШ ЧА­СТ­НЫЙ ДОМ. Про­шло лишь две не­де­ли, как мы пе­ре­еха­ли в не­го. Эти во­семь лет ра­бо­ты в Гер­ма­нии я оце­ни­ваю как пе­ри­од очень ин­те­рес­ной жиз­ни и… ин­тен­сив­ное при­зна­ние мо­их за­слуг те­перь уже пе­ред дру­гим го­су­дар­ст­вом.
Глу­бо­ко со­жа­лею о том, что на ТО­Зе не по­ня­ли мо­их на­прав­ле­ний. А мо­жет быть, си­ту­а­ция в стра­не бы­ла в этом ви­но­ва­та.
Ста­рый шеф на­шей фир­мы гос­по­дин Бленк дал мне воз­мож­ность при­гла­сить ТОЗ на сов­ме­ст­ную ра­бо­ту. На­чи­на­лись ка­кие-то по­движ­ки в этом на­прав­ле­нии. Но за­тем все это за­тих­ло не по ви­не не­мец­кой сто­ро­ны. На се­го­дняш­ний день, я ска­жу, что очень до­во­лен, что все это пре­кра­ти­лось. Я с этим за­во­дом боль­ше ни­ког­да не бу­ду свя­зы­вать свои меч­ты или свои со­жа­ле­ния. Все!
Не очень кор­рект­но ТОЗ от­нес­ся и к мо­ей мо­де­ли ТОЗ-91, ска­зав, что там очень мно­го не­до­ра­бо­ток. Я с этим со­вер­шен­но не со­гла­сен, по­то­му что этот ком­плекс (ТОЗ-91) был со­здан и ис­пы­тан не од­ним ру­жь­ем, а ВО­СЕ­МЬЮ. 8 ру­жей бы­ли ис­пы­та­ны на ТО­Зе и на ГИ­Се. Ис­пы­та­ния за­кон­чи­лись ус­пеш­но, по­сколь­ку весь ком­плекс был сде­лан чи­с­то. Но ког­да я уез­жал, то ска­зал тог­да сле­ду­ю­щее: что­бы ком­плекс был по­став­лен на про­из­вод­ст­во, я при этом дол­жен бы­вать на за­во­де. Но… все про­мол­ча­ли.”

Дру­зья мои, охот­ни­ки!
Я по­вто­рюсь, что раз­го­вор с те­перь уже из­ве­ст­ным все­му ми­ру рос­сий­ским ору­жей­ни­ком Сер­ге­ем По­пи­ко­вым, ны­не глав­ным кон­ст­рук­то­ром (де-фак­то) не­мец­кой фир­мы “Бла­зер” со­сто­ял­ся бук­валь­но пе­ред его отъ­ез­дом в Ше­ре­ме­ть­е­во, от­ку­да Сер­гей дол­жен был уле­теть в Гер­ма­нию. В кон­це на­ше­го раз­го­во­ра наш быв­ший со­оте­че­ст­вен­ник и рас­ска­зал крат­кую ис­то­рию сво­ей жиз­ни, ко­то­рую вы толь­ко что про­чи­та­ли.
Я ду­маю, что фи­нал это­го раз­го­во­ра, даль­ней­шее про­дол­же­ние ко­то­ро­го из-за цейт­но­та во вре­ме­ни и мерз­кой по­го­ды гро­зи­ло обер­нуть­ся опоз­да­ни­ем на са­мо­лет, за­слу­жи­ва­ет то­го, что­бы о нем уз­на­ли ува­жа­е­мые чи­та­те­ли жур­на­ла “Ка­либр”. Вот он…
А.П. Вы сча­ст­ли­вый че­ло­век, Сер­гей!
Я Вас по­з­д­рав­ляю с Ва­ши­ми ус­пе­ха­ми! Же­лаю Вам здо­ро­вья, а так­же и впредь удив­лять мир но­вы­ми уни­каль­ны­ми и ин­те­рес­ны­ми раз­ра­бот­ка­ми охот­ни­чь­е­го оружия! И чтоб впредь все в Ва­шей жиз­ни бы­ло за­ме­ча­тель­но!
С.П. Спа­си­бо! Я ска­жу, что сча­с­тье ку­ет­ся соб­ст­вен­ной го­ло­вой и соб­ст­вен­ны­ми ру­ка­ми. По­это­му по­ня­тие “сча­с­тье” от­но­си­тель­но. Кто хо­чет, тот его до­бьет­ся.
А кто не хо­чет, тот его не уви­дит.
А.П. В Рос­сию еще бу­де­те при­ез­жать?
С.П. Бе­зус­лов­но. Это ого­во­ре­но кон­трак­том. Ну и… ес­ли трам­вай не пе­ре­едет… Все! Сча­ст­ли­во!
А.П. Aufwiedersehen!

Александр Посудин.
Фото Андрея Глебова
статья опубликована в 2002 году

Похожая запись

Добавить комментарий