Проблема производителей оружия для охоты в Африке всегда была в том, что животные Африки очень крепки на рану, именно поэтому чем мощнее оружие тем лучше, но повышать мощность оружия бесконечно невозможно, нужно найти компромисс между энергией пули посылаемой в цель и отдачей оружия что бы она не сбивала с ног стрелка и не травмировала его. Одним из таких компромиссов стал .416 калибр, пули семейства этих калибров можно разогнать до больших скоростей и получить таким образом высокие показатели энергии и неплохое останавливающее действие.

ОРУЖИЕ И ОХОТА

Утренний воздух был холодным, когда мы тихо скользили по извилистой реке, слушая гомон предрассветных птиц и обезьян, когда мы проплыли мимо пальмовых островов, и свернули за изгиб реки, то на берегу увидели стоящего быка-буйвола, одинокого, зрелого, с хорошими рогами и копной волос на загривке. Ронни Макфарлейн воткнул свой шест в ил дна, я сделал то же самое, получив с помощью этого некоторую устойчивость, пока я протягивал руку к винтовке, которая лежала на носу нашей лодки. Первым выстрелом я попал быку прямо в плечо, бык дернулся и я выстрелил снова, тогда он повернулся и бросился в чащу. Я видел что попал удачно, бык исчез в густом подлеске берега. Мы вышли на берег и углубились в чащу, не пройдя и 20 метров обнаружили лежащего быка.

Пару недель спустя Питер Джонстон и я, предварительно сильно поплутав по лесу, подошли к холостяцкой группе слонов, кормящихся в густом буше. Мы уже знали какого самца будем стрелять, явно самого большого и, возможно, самого старого, гиганта, его спина заметно возвышалась над его собратьями, это именно то что мы и искали. Питер подвел нас на расстояние верного выстрела и сказал: «Видишь глаз и ушную раковину, стреляй между ними взяв на ширину ладони перед ушной раковиной». Слоны шли мимо нас, огромные и степенные. После первого выстрела самый крупный гигант упал и замер.

Я пытался быстро вскинуть винтовку, что бы сделать второй выстрел, но я уже опоздал; слон упал еще до того, как я смог вынести винтовку на линию прицеливания, и все было кончено. это был мой первый слон, добытый из .416. Тогда мы охотились с Джеком Атчесон-младшим сначала в Окаванго в Ботсване, затем переехали в Матетси на северо-западе Зимбабве.

НА ВОЛОСОК ОТ ЗАБВЕНИЯ!

Это началось в 1985 году. Патрон, который я использовал, был полностью самодельным от Джорджа Хоффмана и он так и назывался .416 Хоффмана, в то время, еще не было заводских патронов в .416-м, да и этот делался всего с несколькими вариантами пуль. В те времена старые добрые американские самокрутчики склонялись к классическим калибрам, благодаря Фреду Хантингтону из RCBS, Рэнди и Кони Брукс из Barnes Bullets. Пуля, которую я использовал на буйвола, была Barnes Original, 400 грейн, тяжелая пуля с медной оболочкой и свинцовым сердечником. Лучшие экспансивные пули – от Барнса и других – были уже не за горами, но и старый «Оригинал» работал нормально. Слон был взят с новой сложносоставной пулей Барнса «Супер Солид», который в то время был первой из целого ряда новых пуль. Стреляя вверх по склону, 400-грановой пулей, которая вошла прямо перед ухом и вышла с противоположной стороны. Мне удалось взять отличный трофей. Насколько мне известно, этот тип пуль выпускается и сегодня.

Джон Ригби выпустил свой знаменитый патрон .416 в 1911 году, 410-грейновую пулю которая развивала скорость до 2370 футов в секунду, и выдавала энергию около 5000 фунтов. Этот патрон быстро заработал фантастическую репутацию. Уолтер Белл заказал свою винтовку в этом калибре как раз перед Первой мировой войной. Джордж Рашби, Джон Хантер, Джон Кингсли-Хит и Гарри Селби и другие известные охотники использовали .416 Ригби и отзывались об этом калибре с большим уважением. Несмотря на кажущуюся простоту .416 Rigby был очень необычным. Все патроны и оружия под него можно было заказать только у компании Rigby. Оружие изготавливалось в ручную и затраты на его производство были очень высокими.

История калибра

Общий объем производства Rigby в калибре .416 не превышал нескольких сотен винтовок в год, что конечно было очень мало. После Второй мировой войны Британская империя быстро уменьшалась, колонии получили независимость. Как раз в это время Британская торговля оружием достигла своего минимума, Кинох прекратил выпуск крупных калибров патронов Nitro Express. Ригби сделал все возможное, чтобы сохранить производство патронов .416 калибра, но патронов, гильз и пуль в продаже стало мало. Стрелки озаботились тем что калибр может пропасть совсем. Только американские самокрутчики продолжали собирать патроны этого калибра. У Джека О’Коннора был Ригби .416; он сделал гильзы из гильз Weatherby на токарном станке.

Конечно, с помощью матриц RCBS и пуль Барнса американские самокрутчики имели возможность собирать практически любые патроны самостоятельно. Все это подтолкнуло к поиску новых патронов с использованием пули .416. В 1970-х годах самым популярным был .416 Taylor, разработанный американским стрелком Робертом Чатфилд-Тейлором и основанный на гильзе .458 Winchester Magnum. Винтовки для этого патрона можно было изготавливать из оружия со стандартной затворной группы .30-06, таких винтовок в продаже было очень много. Тейлору .416 не хватало объема гильзы для заряда пороха, чтобы сравниться с Ригби .416, но показатели были довольно близкими. Gunwriter Джон Wootters был большим поклонником .416 Тейлор, но, возможно, что это из-за того что просто не пробовал патрон в .416 Ригби в деле.

В конце 1970-х годов американский политик Джордж Хоффман смастерил свою винтовку под .416 Хоффмана на основе гильзы большого объема от .375 H & H. Патрон Хоффмана имя длину как и .375 H & H, и по мощности равнялся Rigby .416 и в значительной степени устанавливал «новый» стандарт для баллистики .416: пуля в 400 грейн и 2400 футов в секунду обладала энергией 5,115 футов. Это было действительно хорошее достижение. В начале 2000-х, когда в принципе это уже было не так интересно, у меня был Тейлор .416, но именно патрон Джорджа Хоффмана привел меня к выводу что калибр .416 очень неплох.

Продолжение следует…

Похожая запись

Добавить комментарий