17 августа 2019г. на общественное обсуждение вынесен комплект документации по проекту приказа Войск национальной гвардии https://regulation.gov.ru/projects#npa=94082:
Об утверждении Требований по хранению оружия и патронов, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и в хранилищах оружия и патронов, в помещениях для показа, демонстрации либо торговли оружием и патронами, в стрелковых тирах и на стрельбищах, расположенных вне производственных территорий, по размещению оружия и патронов в местах их хранения, к порядку приема оружия и патронов на хранение, их передачи, выдачи и оформления учетных документов юридическими лицами».
В настоящее время представленные требования, закреплены положениями Инструкции Приказа № 288 МВД РФ. Соответственно представленный проект приказа разработан и внедряется на замену приказа № 288 в части требований главы XX.
К сожалению сам проект не содержит сведений о связи с Приказом №288 МВД РФ.
Особую озабоченность вызывают требования по хранению оружия, представленные под определение строительных норм и правил, имеющиеся в Приказе №288 и плавно перетекающие в представленный проект: стены, перегородки, потолок и пол оружейных комнат должны быть капитальными. Для спортивных организаций должны быть: кирпичная или каменная кладка толщиной не менее 360 мм, бетонные стеновые блоки толщиной не менее 200 мм, бетонные блоки в два слоя, каждый толщиной не менее 90 мм, железобетонные панели толщиной не менее 180 мм… Усиление элементов строения производится металлическими решетками, изготовленными из арматурного прутка не менее 16-го диаметра…с размером ячеек – не более 150 х 150мм… Двойные металлические двери: наружная сплошная – 4-го класса защиты. Дополнительная запирающаяся металлическая внутренняя решетчатая с ячейкой 150*150 мм…
Первый вариант проекта (как и сам приказ № 288) не разделяет понятий и не делает различий между: комнатами хранения оружия, складами, хранилищами, помещениями для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковыми тирами и стрельбищами…
При этом проект первоначально имеет многочисленные ссылки на различные ГОСТы, отсутствующие в приказе № 288.
Проблемой приказа № 288, является то, что его нормы, не увязаны с должностными инструкциями инспекторов ЛРР и Административным регламентом приказа от 29 июня 2012 г. N 646, вследствие чего, не всегда правильно применяются на местах. Сотрудники территориальных управлений проверяя условия хранения оружия отходят от своих прямых обязанностей и производят действия, не оговоренные должностными обязанностями: инструментальные замеры мм и см стен, дверей, сейфов, причем как у юридических, так у физических лиц. По результатам измерений, делают заключения о пригодности или непригодности дверей, комнат, сейфов…, чем в принципе берут на себя работу центров сертификации, не возложенную на них. Выходят за пределы своих служебных полномочий. В результате дополнительные разбирательства в судах.
И именно тут правильное предложение вносит руководство Росгвардии:
Необходимо освободить сотрудников территориальных подразделений от выполнения непрофильной работы: Измерения толщины стен, полов, потолков, дверей… Определения материала их изготовления. Измерения ячейки решетки 150*150, тем более что никто толком не понимает, как эту ячейку мерять, с толщиной прутка, или нет? От производства исполнения замеров мм и см. Убрать из приказа все размеры в мм и см. Заменить их ссылками на законодательство России о техническом регулировании. Что определять толщину стен должны соответствующие компетентные органы: например, Минстрой. Требованиями к дверям, замкам, сейфам мог бы заняться Минпромторг (Росстандарт)! Принимать комнаты хранения оружия, хранилища, тиры, стрельбища могла бы строительная комиссия. Принимает же построенные дома государственная комиссия! И дома стоят.
Сотрудник территориального управления, придя на проверку должен проверить наличие пакета документации: акт ввода, приложенные к нему документы. Сравнить фактическое состояние комнаты, системы комнат, склада, хранилища с данными имеющимися в акте. Оформлена, например, дверь металлическая, а по факту стоит уже деревянная. По документам на окнах решетки, а по факту нет. Проведен ремонт, врезаны дополнительные окна двери, а документально не оформлено. Сейфы стоят, а ключи от них лежат кучей на столе в открытом доступе или вообще потеряны. Работоспособен только один замок. Остальные сняты в ремонт.
Инспектор ЛРР должен убедиться, что сохранность, безопасность хранения оружия обеспечена. Доступ к нему посторонних лиц исключен. Производство замеров, это работа технических специалистов, а не силовых органов.
И тут руководство Росгвардии принимает второе правильное решение:
Для правильного, законного составления приказа изменить обычные правила обсуждения проекта. К обсуждению привлечь технических специалистов: специалистов технических комитетов Росстандарта, Научно-исследовательских институтов и центров, Государственную корпорацию «Ростех» … Даже сотрудники Росатома приняли участие. Крупнейшие общественные организации: Российского союза оружейников, ДОСААФ. Специалисты спорта, занимающиеся организацией стрелковых соревнований. Специалистов ЧОП и ведомственной охраны. Тех, кто в совершенстве владеет знаниями и практикой разработки технических норм и правил, технических регламентов и технологий их исполнения. Практикой хранения оружия.
В октябре-ноябре 2019 года активизируется сбор предложений по вопросу требований к комнатам (хранилищам, тирам, стрельбищам…) хранения оружия. В третей декаде ноября 2019 года, на площадке ЛРР Войск Национальной Гвардии Российской Федерации проводятся совместные совещания ведущих технических экспертов в области оружейного законодательства: обсуждаются предложения по корректировке проектов приказов “Об утверждении Требований по хранению оружия…”. Возможности ухода от конкретных размеров в мм и см и переход на законодательство технического регулирования.
Идет обсуждения проекта (на момент обсуждения уже более 10 редакций), где имеются ссылки на конкретные ГОСТы и Правила. Прорабатываются связи федеральных законов «Об оружии», “О стандартизации в Российской Федерации”, “О техническом регулировании”, “О войсках национальной гвардии Российской Федерации”… Постановления Правительства, приказы МВД и других Министерств в части касающейся вопросов хранения оружия.
Учитывая, что в настоящее время ГОСТы представляют собой нормативно-технические, а не нормативно-правовые акты и не подлежат обязательному исполнению, рассматриваются вопросы законности их применения и ссылок на них.
Рассматривается вопрос возможного удорожания содержания оружейных объектов при переходе на ГОСТы, ввиду необходимости приобретения нового сертифицированного оборудования. По закону эта продукция сегодня не подлежит обязательной сертификации.
Вопросы: как это отразится на уже введенных и эксплуатируемых объектах, в свете конституционного принципа, что закон обратной силы не имеет.
В том числе рассматриваются имеющиеся полномочия для этого:
Согласно статье 22. ФЗ «Об оружии»:
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Согласно этой же статье: Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия… определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон не ведет речь и не имеет ссылок к нормативным требованиям конкретных ГОСТов, техническим и строительным нормам, техническим регламентам и технологиям, и не дает поручений к привязке к ним.
То есть, Правительство Российской Федерации определяет только «Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия». Закон «Об оружии» не поручает Правительству разработку строительных норм и правил к комнатам (хранилищам, тирам, стрельбищам) хранения оружия. Закон не поручает определить материалы и толщины стен, полов, потолков. Не поручает определить технические нормы дверей, окон. Размеры ячеек обрешетки стен, потолков и решетки второй двери.
Указанные пункты статьи 22 не поручают кому либо (МВД, Росгвардии, Минстрою, Минпромторгу, Минюсту, Росстандарту) разработку каких-либо требований к хранению оружия: только Правительству.
Хранение оружие юридических лиц осуществляется согласно пункту 55 Правил… Постановления №814: Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
Норма части 2 пункта 55 не дает права и не содержит сведений о наличии каких-либо поручений о разработке хоть каких-то требований к самим указанным изолированным помещениям: капитальные, не капитальные, деревянные, бетонные, кирпичные, толстые, тонкие… с решетками или нет… с применением металла: стали, титана, алюминия… бронированного стекла или исключительно бруса дуба или красного дерева…
Согласно пункту 58. Правил… Постановления №814: Федеральная служба войск национальной гвардии определяет только:
требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны;
требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения;
организации пропускного режима и режима внутри объекта.
Ни одна из указанных норм ФЗ «Об оружии» и Правил оборота гражданского и служебного оружия… Постановление №814 не содержит поручений на разработку строительных норм и правил. Не содержит поручений о разработке хоть каких-то требований к самим указанным изолированным помещениям. Привязки этих требований к ГОСТам, техническим регламентам, нормам и правилам.
Федеральный закон “О войсках национальной гвардии Российской Федерации” не обязывает войска национальной гвардии на разработку строительных норм и правил и даже не предоставляет на это прав.
Отдельно необходимо отметить что, к большому положительному эффекту представленного проекта необходимо отнести четкое его отношение только к ЮРИДИЧЕСКИМ лицам. Это сразу снимает вопрос незаконной экспертизы сейфов, шкафов, ящиков, используемых физическими лицами для хранения оружия – сотрудниками территориальных подразделений и работниками МВД (участковыми уполномоченными), там, где нет подразделений Росгвардии.
Отдельным предложением технических специалистов, поднят вопрос необходимости проработки опыта других стран, международного опыта в соответствующих сферах деятельности.
Вопрос хранения оружия автоматически перерастает в вопрос о проведении проверок условий хранения. Соответственно приказ о комнатах хранения необходимо разрабатывать параллельно с заменой Административного регламента приказа от 29 июня 2012 г. N 646 и должностными инструкциями сотрудников ЛРР. А должностные инструкции инспекторов будут опубликованы в открытом доступе.
Верится в то, что инициатива будет использована грамотно: мнение ведущих технических специалистов при разработке приказа по хранению различных видов гражданского и служебного оружия будет воплощено в документ.
Василий Мазаев.
Координатора экспертно-аналитической группы
Общероссийской общественной организации «Право на оружие».