Современный взгляд на старые вещи, или «горе от ума».

Заметки об истории оружия, особенно дульнозарядном, вызывают неизменный интерес у наших читателей. Но, тем не менее, иногда встречаются и мнения подобные следующему: – «гонки на ретро автомобилях начала века 20-го очень интересны. Но “горбатый” запорожец всё равно быстрее». Я не буду мучить читателей избитыми сентенциями типа «Народ, не знающий своего прошлогоне имеет будущего», просто приведу несколько цитат из доступных источников, которые покажут, к чему приводит пренебрежение или не внимание к истории.

Я не буду приводить конкретные фамилии ибо особой вины за авторами не вижу. Больше всего в сложившейся ситуации, на мой взгляд, виновато наше оружейное законодательство, не позволяющее изучать историю на практике. Мне как-то раз встретился человек, который сказал следующее – «Я написал, не одну книгу об историческом оружии, но ни разу не стрелял из него». На одну из моих статей о дульнозарядном оружии однажды пришло более полутысячи, в основном гневных комментариев, а на реальных соревнованиях по стрельбе из дульнозарядного оружия, нашу страну представляют, почему то всего два-три человека. Но, не буду больше нудить, приступим.

Цитата №1:

 Кроме того, согласно свидетельству секунданта Васильчикова, Мартынов на дуэли стрелял в Лермонтова, повернув пистолет курком в сторону, называя это «стрелять по-французски».

Это обстоятельство свидетельствует о том, что Мартынов был хорошо знаком с боевым применением огнестрельного оружия.

В своей книге «Приемы стрельбы из пистолета» А. Потапов так описывает возможность применения стрельбы из пистолета, расположенного боком, то есть курком в сторону:

«При резком нажиме на спуск у большинства тренированных стрелков вертикально расположенный пистолет (прицельными приспособлениями вверх) все-таки сдергивается вправо-влево.

Разброс пуль при этом происходит по горизонтали. Эллипс разброса пуль при этом даже у подготовленного стрелка выходит за горизонтальные габариты цели. Это означает, что в суматохе боя вы можете промахнуться, даже стреляя в упор. Теперь поверните пистолет боком – рукояткой вправо.

Тот же самый эллипс разброса пуль теперь будет располагаться вертикально по вертикально расположенной практической цели. Пистолет, поставленный боком, или «плоско» расположенный пистолет, сдергивается вверх-вниз, соответственно и пули идут вверх-вниз. Но вверх-вниз пули разбрасываются по площади вертикальной цели, и этот разброс полностью укладывается в вертикальный силуэт этой цели. На вышеуказанной дистанции оперативного боя резкий сдергивающий спуск курка негативной роли при этом не сыграет. Попадание плюс-минус 10–20 сантиметров от точки прицеливания по вертикали на исход подвижного столкновения влияния не оказывает… Промахнуться при стрельбе «плоским» пистолетом на коротких дистанциях весьма проблематично».

Таким образом, можно предположить, что смерть поэта произошла не из-за случайного попадания при выстреле «вслепую», а, напротив, в результате целенаправленного прицельного выстрела, произведенного Мартыновым.

В данном случае, автор без сомнения знаком с современным оружием, в том числе и с литературой, посвященной современному оружию. Но связывать вместе, стрельбу «на французский манер» 19-го века и современные методики, это ошибка. Потому, что смысл стрельбы «по-французски», не много иной, то есть совсем другой. Главная цель этого приема, произвести в первую очередь гарантированный выстрел, а не точный. Это связано с особенностью стрельбы из фитильного и кремневого оружия.

В данном оружии присутствует так называемая полка, куда засыпается затравочный порох. После заряжания, пистолет из которого будет произведен выстрел, несколько раз меняет свое положение, из горизонтального в вертикальное и обратно. И в случае, не идеальной подгонки деталей, полочки и крышки, часть пороха может высыпаться с полочки.

Щель полочки армейского пистолета
Щель в полочке целевого пистолета.

И никто не даст возможности дуэлянту, перед выстрелом открыть крышку и проверить наличие пороха. Поэтому, что бы минимизировать риск осечки, а осечка, часто по условиям дуэли, считалась за выстрел, пистолет и наклоняли, в сторону затравочного отверстия, что бы весь порох, который есть на полочке, собрался возле отверстия. В конце 18 –го века, английские оружейник улучшили кремневый замок, сконструировав, так называемую не промокаемую полочку. Но, подобное оружие, из – за своей дороговизны, не получило широкого распространения. А вот, современные гангстеры, наклоняют ствол своих пистолетов, возможно начитавшись А. Потапова, но никак не Мартынов.

В условиях современных соревнований это прием не используется, даже наоборот, считается вредным. Поскольку черных порох вспыхивает по поверхности зерен, его стараются насыпать по низу затравочного отверстия, в этом случае удается добиться более «быстрого» выстрела. Задержка между вспышкой на полке и выстрелом основного заряда становится минимальной и по скорости выстрела приближается к капсюльному оружию. Впрочем, об этом можно почитать у Бутурлина С.А. Косвенным подтверждением данного утверждения может служить разная глубина затравочных полок на армейском и охотничьем оружии, произведенным примерно в одно, и тоже время.

Цитата №2.

–«Дуэльные кодексы 19 века отдавали предпочтение пистолетам. Применяли только новые, одинаковые по характеристикам, гладкоствольные образцы».

Эта цитата, в том или ином виде постоянно приводится современными знатоками дуэльных правил. И никакие мемуары современников или участников реальных дуэлей им не указ. По поводу соблюдения правил мы еще поговорим, а пока рассмотрим тезис о применении только новых пистолетов. Собственно анализ дуэлей А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, опровергает обязательность этого правила. Если Пушкин действительно купил пистолеты перед дуэлью, то Дантес использовал пистолеты своего знакомого, сына французского посла Баранта.

Далее первая дуэль Лермонтова использовались, чуть ли не те же, пистолеты, что в дуэли Александра Сергеевича. То есть не новые. Вторая дуэль Лермонтова, описание пистолетов из судебного дела –

«…Пистолеты одноствольные с фистонами с серебряными скобами и с серебряной насечкою на стволах, из коих один без шомпола и серебряной трубочки…».

Те, самые «трубочки». (Фото из открытых источников).

Судя по описанию, пистолеты тоже не новые. Так как отсутствует шомпол и серебряная трубочка, куда, скорее всего шомпол и вставлялся. Ну, шомпол могли потерять и во время дуэли, что маловероятно, так как пистолеты, заряжают секунданты, но потерять и «трубочку» – это за гранью.

К последней дуэли М.Ю. Лермонтова мы еще вернемся не раз, а пока поговорим про гладкие и нарезные стволы. Некоторые диванные эксперты даже приводят точную дату когда в России, появились нарезные пистолеты: 1824 год. Вполне вероятно, что дуэльные кодексы некоторых стран содержали требование использовать только гладкоствольные пистолеты. Но, в некоторых кодексах, это правило звучало так – «Употребление пистолетов нарезных или снабженных шнеллером не исключается совершенно, но следует избегать».

В итоге, на дуэлях применялись пистолеты которые были доступны.

Вот пример, правда, из художественной литературы, но автор, как участник нескольких дуэлей, заслуживает доверия.

«- Bonjour, capitaine [Здравствуйте, капитан (фр.)], – сказал артиллерист входящему. – Все ли у вас готово?

– Я привез с собой две пары: одна Кухенрейтера, другая Лепажа; мы вместе осмотрим их.

– Это наш долг, ротмистр. Пригоняли ли вы пули?

– Пули деланы в Париже и, верно, с особенною точностью.

– О, не надейтесь на это, ротмистр! Мне уж случилось однажды попасть впросак от подобной доверчивости. Вторые пули – я и теперь краснею от воспоминания – не дошли до полствола, и как мы не бились догнать их до места, – все напрасно. Противники принуждены были стреляться седельными пистолетами …». Бестужев-Марлинский А.А., «Испытание».

Все, еще сомневающимся рекомендую приобрести книгу И.Н. Палтусовой «Дуэльные пистолеты из собрания ГИМа». Москва, 2003 г. В этой прекрасной книге из приведенных десяти кремневых дуэльных пистолетов, больше половины имеют нарезной ствол. И напоследок – сюрприз от законодателей дуэльных пистолетов, джентльменов до мозга костей, английских оружейников.

Так называемые, скрытые, «процарапанные» нарезы. Впрочем, не только англичане, преуспели в микронарезах.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ……

Игорь Вербовский

Похожая запись

Добавить комментарий