Заберут оружие и патроны?! Или что будет с гражданскими стрелками в случае режима ЧП?
В шуточной статье про апокалипсис читатель Дмитрий Донской (за что большое ему спасибо) поднял нешуточный вопрос об изъятии оружия у всех гражданских в случае введения режима чрезвычайного положения. Эта ситуация может произойти и в случае введения военного положения, но, тем не менее, ЧП сейчас нам ближе всего: ситуация с COVID-19 развивается стремительными темпами.
Что же будет с нашим оружием и конституционно-правовым статусом? Давайте разбираться!
Ближе чем кажется…
На самом деле, я не особо задумывался о том, что нам приготовили наши законодатели в области регулирования оборота оружия при ситуациях, связанных с чрезвычайным положением. А зря, ведь необходимо ознакомиться с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении”.
В этом ФКЗ нас интересуют 3 основных определения: “Чрезвычайное положение”, “Обстоятельства введения чрезвычайного положения” и “Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения “.
Часть 1 статьи 1 ФКЗ “О чрезвычайном положении” нам определяет: ЧП – это особый правовой режим функционирования органов гос. власти и местного самоуправления, любых организаций; основание для ограничения некоторых прав и свобод человека и гражданина и для введения новых обязанностей.
Тем не менее, это не так страшно: часть 2 вышеупомянутой статьи Закона определяет, что ЧП ” …является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации”.
Ввести чрезвычайное положение можно при разных обстоятельствах, но, при этом, важно разделять обстоятельства введения ЧП, которые имеют разные правовые последствия.
Итак, статья 3 ФКЗ “О чрезвычайном положении” делит обстоятельства ЧП на две группы, которые мы условно назовём “группа А” (насильственное покушение на конституционный строй Российской Федерации), “группа Б” (угроза жизни и здоровью человека и гражданина (и обществу), носящая природный или техногенный характер).1 из 2
“Группа А”
В случае насильственного покушения на конституционный строй РФ (обстоятельства “группы А”), в соответствии со статьей 12 ФКЗ “О чрезвычайном положении” будут использованы следующие временные меры и ограничения: комендантский час, введение цензуры (!), приостановление деятельности некоторых политических партий, проверка документов, проведение личного досмотра вещей и транспорта, а также, по пункту “д”: ” ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, … В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов…”
Сценарий похож на работу Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Тем не менее – это закон, который регулирует чрезвычайное положение при причинах “группы А”.
В нашем случае, если сначала будет введён режим ЧС, а потом – режим ЧП, основаниями для введения которого будут причины “группы Б” (пандемия COVID-2019), то, в соответствии со статьёй 13 ФКЗ “О чрезвычайном положении” будут приняты следующие меры: отселение жителей, введение карантина, привлечение государственных материальных резервов, отстранение от работы руководителей государственных и иных организаций, не справившихся со своими обязанностями, мобилизация населения и так далее.
В этом списке, естественно, нет ограничения конституционного права, предусмотренного частью второй статьи 45 Конституции РФ: ” Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом”. Вместе с этим, нет и ограничений, связанных с оборотом оружия. То есть при пандемии нам нечего бояться.
А теперь вернёмся к “группе А”. Разве можно так поступать с конституционными принципами? На самом деле, да. Механизм ограничения прав и свобод создан для того, чтобы обезопасить страну от внешних и внутренних угроз. Процесс ограничения регулируется частью 3 статьи 55 и статьей 56 Конституции РФ. Тем не менее, в части 3 статьи 56 Конституции РФ есть перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению:
Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 – 54 Конституции Российской Федерации.