В октябре 1941 года крайне тяжелая и угрожающая ситуация сложилась под Тулой, к которой рвались полчища генерал-полковника Гейнца Гудериана. Однако город русских оружейников выстоял. И не последнюю роль в этой победе сыграли сами туляки, бойцы народного ополчения, в своем большинстве рабочие легендарного Тульского оружейного завода.
В этом грозном октябре городской комитет обороны Тулы принял решение о формировании Тульского рабочего полка из пяти истребительных батальонов общей численностью 1500 человек, который должен был помочь регулярным частям РККА отстоять родной город.
Первый бой ополченцы Тульского рабочего полка приняли 30 октября 1941 года, обороняя Рогожинский поселок, буквально повергнув наступающих гитлеровцев в шок плотностью и точностью огня. Выжившие в том бою немецкие солдаты уверяли, что «каждый русский был вооружен ручным пулеметом».
Но, как известно, у страха глаза велики, и в действительности ополченцы не были вооружены пулеметами. Зато у каждого была новенькая СВТ, «Светка», как ласково называли токаревскую самозарядку бойцы. И их массированное, и главное, умелое, применение (многие ополченцы с СВТ не просто умели обращаться – они их сами делали, и потому знали их достоинства, недостатки и тонкости обращения лучше, чем кто-либо) позволяло обрушить на противника настоящий шквал огня.
В современной отечественной историографии принято критиковать самозарядную винтовку Токарева (СВТ), обвиняя ее в излишней «капризности», сложности и даже ненадежности. Однако при этом упускается тот факт, что устройство СВТ практически неизменным легло в основу бельгийской FN FAL, ставшей во второй половине ХХ века основной штурмовой винтовкой Западного блока и одним из самых распространенных в мире образцов индивидуального оружия.
Да, СВТ сложнее старинной винтовки Мосина и требует более тщательного ухода, но она и принадлежала к другому поколению оружия и открывала совсем другие возможности.
До начала Великой Отечественной войны предполагалось, что именно СВТ заменит в войсках устаревшую трехлинейку, а не пистолеты-пулеметы (которые рассматривались как вспомогательное оружие для ближнего боя), однако война внесла свои коррективы. Переход РККА на СВТ в силу целого ряда причин оказался невозможен – выбор был сделан в пользу более дешевого и простого в производстве оружия. Так, производство трехлинейки было в 2,5 раза дешевле. Отказ от расширения производства СВТ в пользу давно освоенной магазинной винтовки и менее сложных пистолетов-пулеметов, по сути, в создавшихся условиях позволил обеспечить армию оружием.
Причем отказались не от самой винтовки, а от ее роли основного вооружения. Производство СВТ продолжалось по мере сил. Возвращаясь к Туле, вернее к Тульскому оружейному заводу, где и производилась винтовка, отметим, на заводских складах находилось значительное количество этого оружия. Что и позволило вооружить им ополченцев. Несомненно, Тульский полк был самой хорошо вооруженной частью народного ополчения.
Отметим, что немцы очень ценили СВТ, она была желанным трофеев, и даже была принята на вооружение под названием «Selbstladegewehr 259(г)». Немецкими офицерами она была признана лучшим оружием для антипартизанских ягдкоманд. Массовому применению немцами трофейных СВТ на фронте препятствовали сложности со снабжением боеприпасами.