Вот и настал долгожданный 2008 год. Позади праздники и письма, звонки с поздравлениями от друзей охотников со всех концов нашего земного шарика. Начался новый год. Что принесет он мне пока еще не известно, но уже есть планы на будущее охоты, встречи с профессиональными охотниками, как из России, так и с других стран этого необыкновенного мира, под названием – ОХОТА.
Можно еще много рассказывать про то, как я стал охотником и как всякий раз продолжаю с трепетом ожидать новую охоту, а когда возвращаюсь с неё, то сажусь и описываю свои впечатления от прожитого дня на бумаге, чтоб поделиться ими со своими друзьями. Так и сейчас, найдя время в суматохе каждодневного быта и работы, я опять зашел в интернет и обратил внимание на новый пост форума про красивые выстрелы в прошлом году. Уже немного привыкши к межсезонью, я вдруг опять очутился в тех местах, не раз описанных мною, на тех охотах, и чувства тех дней вновь охватили меня, заставив сердце биться с удвоенной силой.
Но начну по порядку. Так сложилась моя судьба, а как говорил мне один очень хороший человек – судьбу мы сами делаем своими руками, я очутился в Канаде и стал охотником этих необыкновенных мест дикого и не изведанного мира природы. Еще когда я был маленьким и зачитывался романами Фенимора Купера, про необыкновенные приключения поселенцев и охоту с индейцами. Но я даже и не представлял, что сам стану практически тем же героем этих книг. Я, также как они, смог очутиться в лесах и горах тех мест, где природа господствует над человеком и каждый, кто решается стать на путь охотника, сталкивается с её жестокими и опасными правилами выживания в лесу.ZAMM – письменные рабочие столы!zamm.ruМоскваскладные мобильныедизайнерские столыофисные столытумбы и стеллажиПерейти₽Продавец: ООО ЗАММ. Адрес: Россия, Москва, Проспект мира, 102к30, д4. ОГРН: 1175050010915Продавец: ООО ЗАММ. Адрес: Россия, Москва,
Также как и отец, и моя мама, охотится вместе с семьей. Именно моя мама, как ни много пишут сегодня про женщин на охоте, может быть ярким примером того, как муж смог привить ей любовь любимого им дела и сделать из нее настоящего азартного охотника. Она умеет стрелять и ее любимый нарезной ствол, на удивление многим, Мосин м44. На спор, несколько лет назад, она смогла положить на дистанции 250 метров в квадрат 15 х 15 см, все пять пуль без оптического прицела. Она любит пользоваться обычным прицелом и не использовать оптику вообще. Но с недавних пор, в её арсенале появился зачетный раритет Винчестер 94, с калибром 30-30. Это не простой ствол, он мне достался от одного из племен местного населения индейцев, в обмен на ящик русской водки. Его прелесть не только в том, что он был не стреляным уже многие годы, с тех пор, как его подарили вождю племени, но и в его дизайне. Он покрыт золотом 24 карата, а его прицельная стрельба на 400 метров, еще больше придаёт ему шарма. После не удачной охоты с ним (об этом в другой раз), я получил сообщения от духов леса, что только женская рука сможет им по настоящему овладеть и стрелять из него. Возможно, вы сочтете это за мистику, но самый лучший выстрел того года, как мы считаем до сих пор, был произведен моей мамой именно из этого ствола.
Каждую осень, когда приходит сезон охоты из огнестрельного оружия в нашей провинции, мы всей семьей, выезжаем по местам, которые уже хорошо нами исследованы – мы точно знаем, что найдем там зверя. В те дни было решено поехать на север и поохотиться на лося, вапити (собирательное название подвидов благородного оленя, обитающих в Северной Америке) и белохвостого и чернохвостого оленей. Однако внезапно начавшаяся метель спутала наши планы и, по прошествии нескольких дней, было решено ограничиться охотой на косулеобразных.
В нашей провинции обитают два вида этих оленей: белохвостый олень (White-tailed deer) и чернохвостый олень, или мулдир (mule deer). Оба этих вида принадлежат к одному роду (Odocoileus), населяют сходные местообитания и почти не различимы в лесу. Только при внимательном рассмотрении, можно заметить их разницу в поведении и морфологии. Отличительная особенность белохвостого оленя – его довольно крупный хвост, внутренняя сторона которого покрыта короткой белой шерстью. В случае опасности олень поднимает хвост, обнажая ярко белое пятно, которое служит сигналом опасности для других оленей в группе, и, продолжая держать хвост в таком положении, старается как можно быстрее скрыться в лесу. Напротив, мулдир вовсе не так пуглив и довольно медлителен. Хорошим определительным признаком может служить и манера, с которой спугнутый зверь скрывается от опасности. Белохвостый олень быстрыми прыжками уходит по прямой, стараясь скрыться из вида, в то время как мулдир подпрыгивает на месте как будто на пружинках, напоминая этим антилопу. Некоторые отличия можно отметить и в строении и положении рогов и общем профиле головы, однако эти отличия не достаточно четкие.
Время еще не подходило к обеду, а у нас было уже 4 оленя, и мы приняли решение возвращаться домой. По дороге, однако, мы решили сделать еще пару поворотов вглубь леса. Проехав немного, мы увидели оленей на поляне метрах в трехстах от нас. Оценив ситуацию, мы решаем загнать их на выстрел, точнее, просто спугнуть на стрелка. Трое из нас крадучись обходят поляну, стараясь остаться держаться как можно тише, однако не замеченный нами в лесу самец делает сигнал и они все мгновенно исчезают из поля зрения. Возвратившись к машине, мы решаем еще подождать и обойти с другой стороны.
Вернувшись в лес, мы обнаружили их на том же месте – три самки в сопровождении самца. Все четверо стоят между деревьями так, что их видно, но стрелять тяжело даже с прицелом. Забеспокоившись, они сдвигаются так, что стрелять нельзя вообще. В этот момент мама достает манок, переворачивает его и, зажав пальцем, отверстие на поверхности, издает звук, который заставляет всех самок просто замереть на месте и смотреть на неё. Нет, это не сказка, они стоят и смотрят. Чуть наклонившись, они высматривают источник звука. Мама подходит поближе и когда до ближайшей самки остается уже менее 80 метров, показывает нам знаком, что готова стрелять.
В этой ситуации я, наверное, не решился бы стрелять, но Мама – Она может всё!!!
Олениха, я прекрасно это видел, стояла меж двух деревьев и, наклонившись вперед, внимательно прислушивалась к звуку. Корпус ее был скрыт, только голова, видна за двумя тонкими деревцами. Ее было видно и с боку, но стрелять должна была Мама, а лишнее движение очевидно бы ее спугнуло.
Она прицеливается и…… мне бы ни кто никогда не поверил, если бы я не показал эти фотографии! Выстрел года – она поражает оленя прямо меж глаз!!!)
Олень заваливается на месте. Мы все стоим в шоке, и только отец улыбается – он то отлично знает, на что способна моя мама. Без оптического прицела, с руки, раритетным Винчестером, положить точно меж глаз. Пуля прошла через мозг и, раскромсав заднею стенку черепа, остается под шкурой.
Чистим оленя, и еще находясь в шоке от увиденного мастерства, мы, проверив мясо, делаем фотографии на память и собираемся в дорогу домой.
По сей день, мы гордимся тем выстрелом и всегда не по разу рассказываем о нем нашим друзьям и знакомым, а иногда и показываем тот самый Винчестер 94, из которого был произведен тот выстрел.
Как и в России, в Канаде очень популярна охота на медведя. В провинции Альберта, где я сейчас живу, обитают два вида медведей: барибал (или черный медведь) и гризли (североамериканский подвид бурого медведя). Охота на гризли закрыта с 2004 года для стабилизации численности его популяции. Напротив, что касается черного медведя, то численность его сохраняется стабильно высокой. Его популяция выходит за максимальные расчеты федерации дикой природы Канады и поэтому цена на лицензию и сама охота на этого зверя весьма доступны. Всего за 14 канадских долларов каждый охотник может купить лицензию в любом спортивном магазине или военном маркете.
Наша семья уже много лет охотиться на черного медведя, а в последние годы этой охоте мы уделяем все больше внимания. Раньше мы выслеживали его в трудно проходимых лесах и, подкармливая, заставляли выйти на выстрел к кормушке. Охота по всей Канаде разрешена два раза в году, весной и осенью. Мы не признаем охоту с вышки и все засидки или выстрелы производим с земли. Во время такой охоты у нас четко расписаны роли каждого её участника. Один стреляет зверя, другой – страхует от неожиданностей.
Следует отметить, что Альберта, провинция, о которой идет речь, опоясана с запада горной цепью, а на восток простирается обширной равниной. Природа здесь богата лесами и горными реками, изобилующими форелью. Невероятное обилие парнокопытных животных приводит к тому, что численность и разнообразие хищников так же довольно велика, и даже не желая встречи с медведем на охоте, ты все равно имеешь шанс его встретить. Такая опасность не только возбуждает азарт, но и заставляет использовать множества средств безопасности на охоте.
Я расскажу про тот день, когда именно эта техника безопасности, практически могла пригодиться нам, но, слава Богу, все обошлось.
Весь день мы охотились на Вапити. Отдельно отмечу, что охотились мы с луком. Это охота существовала здесь с давних времен еще до появления белых поселенцев, однако и по сей день, она считается легальной и настоящей охотой. В Канаде есть специальные сезоны, когда разрешена охота только с луком, лук можно использовать и тогда, когда приходит сезон охоты с огнестрельным оружием, а в некоторых районах только лук и можно использовать на охоте. Но особенности охоты с луком мы обсудим в отдельной статье.
Как обычно, мы подзывали оленя манком на выстрел, стараясь расположиться так, чтоб полоса леса, всегда отделяла нас от группы молодняка. Отец стоял на подстраховке, старший брат позади меня на расстояние 50 м с манком, а я с луком в центре примерно в 40 метрах от первого ряда высоких елок. За весь день нам встретились только несколько самок, которые выходили на звук манка, имитирующего голос маленького теленка, и стрелять их мы не могли по правилам той зоны. Мы ждали самца с рогами от 3 и больше отростков. День уже почти подходил к концу, когда отец, пройдясь по верху, заметил движение среди молодых елочек и дал команду готовиться к выстрелу из лука… Брат сзади меня издал еще пару раз звук и затих. Я явно стал различать движение в молодняке, через стволы высоких елок отделявших меня от засидки.
1. Северный олень; 2. Американский чернохвостый; 3. Лось; 4. Мунтжак; 5. Пятнистый олень; 6. Лань; 7. Касуля.
В тот момент, наверно меня спасло то, что я решил произвести выстрел снизу, так чтоб стрела зашла в грудь оленю и поразила легкие. Используемые нами лук и стрелы, специально предназначены для охоты на крупного зверя. Каждая стрела оснащена тройником острых лезвий в виде гарпуна. В тот момент, когда стрела входит в тело, лезвия раздвигаются, нанося максимальные поражения зверю, что приводит к его быстрой смерти, не позволяя долго мучаться. Стрела, поражающая легкие, всегда наносит серьезный ущерб, приводящий к гибели зверя.
Деревья двигались и уже натянув тетиву и удерживая ее релизом, я смотрел чрез прицел на место выхода зверя, в этот миг отец, стоящий сбоку на возвышенности, крикнул: «Медведь!». Я тоже успел увидеть, что это не олень, а крупное черное пятно медведя. Медведь вышел на меня через ельник и на секунду замер в некотором замешательстве, увидав нас, а не молодых телят. Дальше все происходило автоматически. Постояв так секунду – другую, зверь толи от страха толи от злости, принял решение атаковать нас. Внезапно он исчезает в траве и в момент, когда он появляется снова я, продолжая держать тетиву, свожу свой прицел ему под морду и отпускаю курок релиза. Характерный звук удара тетивы и я вижу, как стрела уносит за собой полосу красного огонька, который в момент удара по инерции включается на окончании стрелы, чтоб было видно траекторию ее пути. Лента красного цвета заходит в грудь зверю. Его откидывает, и как бы подпрыгнув, он заваливается назад в судорогах. Все произошло мгновенно, я долго не думал, мозг давал сигналы автоматически.
Немного выждав, зарядив другую стрелу и натянув тетиву, я стал вставать и продолжать целиться в ту сторону, где исчез медведь. Позже, когда уже стало ясно, что он мертв, и, проанализировав ситуацию, я почувствовал, как адреналин растекается по телу. Мы рассмотрели зверя, который оказался крупным взрослым самцом. Разделав его, мы произвели тщательную проверку повреждений, сделанных стрелой. Стрела, как я и ожидал, учитывая траекторию ее полета, зашла в позвоночник и когда раскрылся гарпун, одно из лезвий обломившись, зашло меж позвонков, разрушив спинной мозг. Зверь умер мгновенно, а этот выстрел мы считаем серьезным достижением того года. Уже заканчивая эту статью, мы с семье опять выехали на охоту и уж если пошла речь про лучшие выстрелы, то я, думаю и этот выстрел станет в числе лучших в наших охотах.
Началось все с того, что мне позвонил знакомый фермер и попросил помочь ему спасти скотину и отстрелять диких шакалов на его полях. Охота на этого зверя разрешена у нас практически целый год. В холодное же время года ситуация обостряется. В это время труднее прокормиться мелкими зверьками, активность которых падает по мере понижения температуры, и шакалы чаще нападают на домашний скот. Голод заставляет их приходить прямо на фермы, где они наносят колоссальный ущерб, загрызая скотину. Запланировав поездку, я, отец и моя мама в выходные выехали на север. Через два часа мы уже были на месте, где нас и встретил мой знакомый. У него в хозяйстве находилось 100 акров леса, в котором и прячется шакал в светлое время суток. В сумерках он выходит в поля, на которых держат домашнюю скотину и которые также являются частной собственностью фермера. Хозяйство у него довольно богатое, здесь есть и козы, и овцы, и коровы, и птица. Кроме того, у его соседа есть то, что каждый охотник в нашей стране просто мечтает заполучить в качестве трофея – это дикий кабан. В природе здесь его практически не возможно встретить, а о том, чтоб поохотиться на него не может быть и речи.
Рассказав и показав нам на карте, свои земли и места для охоты, фермер все таки проговорился, сказав, что если нам удастся встретить кабана в его лесах, то не будет никакой проблемы, если мы на него поохотимся.
В нашей провинции есть три места, где за умеренную плату можно поохотиться на ферме на дикого кабана. Я знал об этом, однако условия такой охоты не вызывали во мне охотничьего азарта. Кабанов там содержат в открытых вольерах и нужно просто подойти и пристрелить его как свинью. Здесь же, перед нами стояла громадный массив леса, в которой, как мы знали, есть кабаны, однако они прекрасно знают свою территорию и имеют все шансы скрыться от нас в любой момент, оставшись не замеченными.
Секунда и кабаны заметили нас, еще секунда и раздался выстрел. Кабан, стоящий ближе к сену, рухнул на месте. Другой, немного постояв, рванул вдоль поля в лес. Канадец стоящий рядом, еще в шоке, дал автоматически команду псу и тот рванул вперед, напав на кабана. Зверь был мертв, собака завыла, но все равно принялась теребить его. Выстрел пришел прямо в позвоночник в районе шеи. Пуля прошла через ухо, оставив после себя маленькую дырочку, а с другой стороны, немного раскрыв шкуру, сделала небольшой кровоподтек. Отец, как и всегда, улыбался, глядя на маму, а она, быстро перезарядив Винчестер со скобой Генри, приподняв ствол вверх, стала приближаться к трофею.
Не буду хвастать, но, проверив информацию в федерации, мама стала первой женщиной охотницей, иммигранткой, которая положила кабана с первого выстрела на глазах у многих свидетелей. Я был просто рад и горд за свою Маму и продолжаю ею гордиться до сих пор.
Михаил Аветикян