Мир полон неудачниками
С топориками в руке
И мальчиками с пальчиками
На спусковом крючке!
(С) В.С.Высоцкий, «Баллада об оружии»
Пятьсот лет назад появилось первое огнестрельное оружие и сразу поделилось на два класса. Длинноствольное для стрельбы на дальние дистанции и короткоствольное личное оружие самообороны. И все эти пятьсот лет из длинноствольного оружия стреляли используя обе руки, а из короткоствольного (пистолета) стреляли с одной. По иному и представить нельзя.
Пушкин остался бы жив стреляя с двух рук, а Дантес умер от смеха. В качестве исключений, двуручный хват не воспрещался дамам. Все таки первые пистолеты к облегчению веса не стремились. Наоборот, в рукоять добавлялся набалдашник для противовеса тяжелому стволу и использования пистолета как дубинки, после израсходования заряда. С появлением унитарных патронов, револьверов, ковбоев и Голливуда мейнстримом в стрелковом занятии стала пальба от бедра. Во всех наставлениях по стрельбе из военных и полицейских пистолетов изображалась одна стойка с вытянутой или полусогнутой рукой. В правилах спортивных соревнований закреплено удержание оружия одной рукой.
К Голливуду присоединился Мосфильм. Не представляю как бы выглядела стрельба с двух рук у товарища Сухова или у Верещагина на баркасе. Абдулла стреляет вслед Саиду выхватывая маузер из-за пояса, где он располагается с левой стороны, обращенный рукояткой вправо. Легко и непринужденно Сухов выстрелом от пояса снимает Абдуллу с лестницы.
Ели бы он стрелял с двух рук в полуприсяде, как этого требуют современные инструкторы и «эксперты», фильм сразу бы потерял тот шарм достоверности, который составляет успех этого фильма. Позвольте, а как же «Убей его, Шилов!» или «Стреляй Глеб Егорыч, уйдут проклятые!».
А то же самое – достоверность, стрелять по движущейся цели из пистолета удобнее с двух рук. Вернее с одной руки, используя вторую в качестве дополнительной опоры.
И вдруг бац! Глок и двуручный хват.
«Все почти с ума свихнулись…» (с)
С Глоком все понятно. Обычная маркетинговая нае..ка. А вот двуручный хват и в кино, где надо и не надо, и в элементах боевой подготовки, и в соревнованиях. Ну IPSC, это ладно, там почти все малахольные. Но как это проникло в войска, МВД и прочие специальные и не очень структуры? Сдача экзаменов на РОХа, только двуручным хватом! Налицо явление. Революция.
«Вот это жизнь! И вдруг Бермуды. Вот те раз, нельзя же так!» (С)
Если обратиться к истории IPSC читаем:
«Практическая стрельба начала зарождаться из полицейской стрельбы («Полицейская стрельба»? – Прим. автора) ещё в 50-х годах в США, когда действующие полицейские задались вопросом: почему сотрудник, отлично стреляющий в спокойной обстановке на стрельбище, в стрессовой ситуации столкновения с преступником не может поразить цель с 3-7 метров? Анализ подобных ситуаций подтолкнул инструкторов и стрелков начать разрабатывать приёмы и способы ведения огня, позволяющие поражать цель быстрее и точнее в условиях дефицита времени.»
Лечение поноса методом укрепления мышц анального сфинкера. Знакомо. На самом деле мы имеем паттерн — элемент большой маркетинговой стратегии, которая начинается с легенды. Примеры?
Однажды восточный мудрец созерцал как мокрый снег гнет ветку сакуры. Ветка прогнулась под тяжестью и снег с нее упал. Мудрец подумал и сказал – «Дзю ёку го-о сэй-суру!» («Мягкость одолеет силу») .Так появилось дзю-до.
Древний философ высказал мысль – «Si vis pacem, para bellum», через много лет другой ответил «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» и этим разделили человечество на две концепции борьбы со злом.
Однажды химик решил делать пистолеты и опрашивал военнослужащих людей о том, какого пистолета им не хватает для полного счастья. Так появилась секта глокофилов.
Что это? Это бизнес. А бизнес сопляков не любит. За Ваши деньги любой каприз. Вот только каприз этот создан искусственно, впрочем, как и многие другие капризы. Покупатель считает что он реализует свободу собственной воли удовлетворяя свою хотелку, рассчитываясь за нее своими деньгами — суррогатами экономической свободы. На самом деле он жертва манипуляции с его сознанием дельцами от маркетинга.
Легендированная стратегия имеет больше шансов на живучесть, если будет подкреплена реальной личностью, наделенной такими же легендарными способностями, подвигами или философскими изречениями — Будда, Дзигаро Кано, полковник Джон Дин Купер или Владимир Ильич Ленин.
И вот теперь полицейские, которые не могут поразить цель в состоянии стресса. Ага. До полицейских больше никто не стрелял и не проникался проблемой промаха в экстремальной ситуации. Сарказм, если что. На самом деле просто объединили рутинную стрельбу с перебежками, расширили арсенал оружия, придумали правила. Voilà! Готов новый вид спорта. Специфическая разновидность многоборья, как пятиборье или биатлон.
Но вот только есть особенность. Если при обычной стрельбе оружие лежит на столике или в кобуре, отстрелялся в четко ограниченном секторе, разрядил, проверил, положил на место, то теперь нужно бежать с заряженным оружием. Опасность непроизвольного выстрела или выстрела не в ту сторону повышена за счет динамики движения. К тому же реклама работает, народ особо не искушенный ринулся в тиры и на стрельбища. Начались проблемы с безопасностью. Стрельба по собственным конечностям, опасное наведение оружия на окружающих. Что делать? Двуручный хват и фронтальная стойка. И это прекрасно! И это правильно! Самая жесткая конструкция, надежно фиксирует оружие и стрелка. Балбесы с вопросом «а куда я попала (попал)?» ограничены в нелепых движениях с заряженным оружием в сторону инструктора после выстрела. По сравнению с одноручным, двуручный хват начинает ощутимо давать больший процент попаданий с самых ранних стрельб.
Появились «тактические» очки, тактическое вращение головой после окончания стрельбы, тактическая снаряга от трусов до обуви, «правильные» и «неправильные» хваты и удержания, стойки, положения рук при поворотах и перемещениях, последовательность движений при переходе в партер и стрельбе из-за угла, даже расположение указательного пальца левой руки при двуручном хвате имеет какой-то сакральный смысл. Кобура некоторое время повисела на бедре, но уж очень неудобно было бегать, переместилась повыше на пояс сбоку точно под предплечье. Красиво. Приятно рукой ощущать и касаться. А какой красивый жест при выхватывании оружия сбоку от пояса вверх под плечо из фронтальной стойки! Мишени и женщины сами падают к ногам. И еще обладания тайными знаниями, терминология, доступная только посвященным.
Разнообразие моделей оружия, как по видам упражнений так и по производителю и конструкции. Если не хватает свободы выбора, будет предложена планка Пикатинни, которая ПОЗВОЛЯЕТ … или раздвижной приклад который ПОЗВОЛЯЕТ… или еще чего нибудь, что ПОЗВОЛИТ настроить под себя. О, это сладкое слово — свобода! Жупел не только в политической войне, но и битве за содержанием кошельков. А еще тюнинг и бендинг. Масса производителей сопутствующих товаров, запчастей. И это хорошо для всех — покупателей, продавцов, бюджета.
Но. В противовес «практической стрельбе» по картонкам, раз уж это слово занято, давайте рассуждать о «боевой стрельбе» по живым людям. Почему кто-то решил что занятия стрельбой по картонным мишеням поднимут психологическую устойчивость стрелков в реальной ситуации. И особенно не в боевых действиях длящихся часами, а в скоротечных схватках с хулиганами в темном переулке (см. выше историю IPSC)?
«Уникальность практической стрельбы заключается в том, что условия соревнований по этому виду спорта в максимальной возможной степени воссоздают условия реального применения оружия самообороны.» http://www.kalibr.tv/?p=1903
Красивая словесная конструкция с ключевой фразой РЕАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ. На самом деле обычная рекламная замануха – займись практической стрельбой а не виртуальной, не будь лохом, стань суперменом.
Вот теперь и перейдем к главному вопросу — легализации короткоствола.
«Што? Опять…?!!!» (с)
Да. Поводом стала мысль о том, что уж если разрешить в России носить пистолеты для самообороны, то только спортсменам — практическим стрелкам.
Так вот, я категорически против такого решения. Объясню почему. Даже обладание золотым поясом абсолютного межгалактического чемпиона по стрельбе по картонкам, не гарантирует такому чемпиону выживаемость в реальной боевой ситуации. Такая ситуация всегда сопряжена с мощным стрессом на обороняющегося и она сильно отличается от того соревновательного мандража, который испытывают спортсмены. Почему собственно и промахиваются американские копы, и лечить которых взялись в IPSC.
Ради получения вожделенного короткоствола, в том числе те, кого мы собираемся оградить от него, пойдут (и уже пошли) заниматься «спортом» только ради обладания им для самообороны. А это обиженные в детстве, с заниженной или перевышенной самооценкой, физические хлюпики, и другие потенциальные жертвы уличных и семейных драм. И даже вполне себе состоявшиеся мужики, может быть даже побывавшие и пострелявшие не по бумажным мишеням, но стрелявшие с таких дистанций, когда выражение лица этой мишени не разобрать. И что им даст этот спорт в случае практического применения? Да ничего, дай Бог вспомнить что у тебя пистолет за поясом! И все навыки «практической стрельбы» оказываются не только не нужными, но и вредными.
Назову один такой. Тот же самый двуручный хват во фронтальной стойке. С самого начала (в целях безопасного обращения, разумеется) наш неофит в такой стойке двумя руками держится за предмет, который конструктивно создавался для удержания одной рукой, вообще-то. Такой навык может очень прочно закрепиться. Чем он плох. Тем что такая конструкция очень жесткая и чтобы выйти из нее, потребуется небольшая раскачка, а это потеря времени. Это может потребоваться, например, чтобы дать деру от преступника, если у тебя заклинил пистолет изготовленный на производственных мощностях известного концерна. В этом случае нужно развернуться на 180 градусов, принять низкий старт, преодолеть инерцию, набрать скорость. И дай Бог, чтобы сигнал дать деру сработал, прошел от мозга к ногам, а не возник паралич сознания или руки не начали делать судорожные попытки передернуть намертво заклинивший затвор! Разумеется отказавшим оружием разнообразие сценариев не ограничивается. Например, оборона от ножа на дистанции один метр. И ведь есть «мастера», которые пытаются отработать защиту от него двуручным хватом во фронтальной стойке!
Дальше, левая рука нужна не для более крепкого удержания пистолета, чтобы быстрее вывести его на линию прицеливания для повторного выстрела. Это в спорте может и быть. В самообороне это всего лишь дополнительная точка опоры, для прицельного выстрела. Левая рука должна быть свободной для любого действия в непредсказуемой динамике, которая отличает практическую самооборону от практической стрельбы. Это может быть постановка блока от удара или свалившегося предмета, страховка при падении, закрытие глаз от источника яркого света и т.д., наконец, она может быть просто повреждена. Дополнительная точка опоры для более быстрого прицельного выстрела. Как рука ляжет, лишь бы эта была опора. Поэтому для реальной самообороны нужно тренировать стрельбу с обоих рук но по отдельности. И обязательно накачкой мышц методом удержания утюга на вытянутой руке, то есть так, как это было испокон веков у спортсменов пулевой стрельбы.
Но это техника. Когда вечер перестал быть томным и перешел в горячую фазу. Кульминация. Кульминации предшествует завязка и развитие. И как вести себя в этих двух фазах конфликта практическая стрельба не учит. Собственно неспособность грамотно пройти эти две фазы и приводит к промахам американских, французских и других копов, а так же нынешних неофитов ставших обладателями заветной РОХа и бывших и действующих спец и прочих назовцев. Вся практическая психология построена на том, чтобы не доводить эти фазы до перестрелки.
А вот у обладателей оружия, скрытого до поры, может возникнуть чувство тайного превосходства и возможность скорого его применения может отключить способность что-то анализировать вообще. Результат — один из участников будет или долго сидеть или вечно лежать, и скорее всего защищающийся, не взирая на его золотой пояс.
Всякий конфликт отличается не только по ситуации, но и по количеству и калибрам участников. Их знаний, опыта, психики. Поэтому абсолютных рецептов выхода из них нет. Это творческий процесс. Приведу пример. Мой друг, шел в три часа ночи, слегка выпимши по темной улице района. Револьвер заранее был переложен в карман куртки. Справа сзади сбоку подошел товарищ, положил ему руку на плечо и задал какой-то вопрос. Друг моментально оценил обстановку – впереди справа и слева в 5 метрах еще две фигуры. Разворот в сторону противника с зашагиванием назад, и небольшое движение рукой из кармана, чтобы четко показать только курок револьвера. Всё. Извинились и исчезли. Напугало не оружие, которое до конца так никто и не видел, там могла оказаться игрушка. Напугало то, что их намерения были прочитаны, спокойствие и уверенность и четкость движений человека, который до этого шел по улице легкими зигзагами. Грабители тоже не дураки им лишний шум не нужен, они умеют оценивать ситуацию. Давайте не будем обсуждать, что мол товарищ был пьян, револьвер в кармане, а не в кобуре и т.д. Это тема отдельного очень большого разговора. Нельзя объять необъятное.
В следующий раз этому товарищу не повезло. Банальностей уже не было, перцовая струя по глазам и спасла только физподготовка — прыжок-кувырок через колючие кусты и бег до дома на автопилоте. Оружия с собой не было. А если бы и было, куда стрелять с закрытыми глазами?
Итак. Навыки, которые вырабатываются в практической стрельбе, неприменимы в реальной самообороне со стрельбой. Психология конфликта рядом не стояла. Что осталось? Правильно, физподготовка. Выше уже приводился пример с прыжком через кусты. Действительно только этот прыжок, который отрабатывается на всех тренировках по самбо в качестве разминки, спас моего друга. Высота колючих кустов примерно метр, после прыжка с падением и страховки, рывок с низкого старта. Нападающие ничего не смогли сделать. Поэтому они от души напинали коллеге моего друга, который был с ним. Сняли шапку и ботинки.
Бегемот с большим изяществом делает развороты и повороты, чем абсолютное большинство стрелков IPSC. Шаблоны движений, разворотов и переходов в партер, взятые из наставлений по огневой подготовке солдат эвентуального противника и роликов Габриэля Суареса.
Резюме — способы ношения оружия используемые в IPSC, навыки обращения с ним и способы стрельбы с близкой дистанции не применимы для самообороны. И если спортсмен не дай Бог решит воспользоваться своим законным правом на самооборону с помощью своего пистолета, то шансов на хороший исход у него значительно меньше, чем если бы он занимался самбо или боксом.
(с) Андрей Куликов, Ижевск, 2020
А вот интересно, откуда пошла легенда о том что рукоятки старинных пистолетов делались с набалдашниками, для того чтобы после выстрела можно было бы бить им как колотушкой…? Смешно! Особенно, если принять во внимание, что ранние пистолеты были уделом кавалерии! Вы можете себе представить кавалериста, размахивающего пистолетом, и пытающимся им ударить противника? Это должен быть ну ОЧЕНЬ длинный пистолет… потом всадник должен был куда то про…ть своё “бедренное” оружие (шпагу, саблю, меч, палаш и т.п.) и найти такого дол..ба который так же каким то фантастическим образом просрал своё! Кстати в этом набалдашнике рукоятки чаще всего находился пенал для принадлежностей, то рукоятку не утяжеляло, а облегчало… и точно не располагало колотить ей кому то по голове.
Гипотеза требует отдельного исследования.
на досуге посмотрите польский фильм “Потоп” с Д.Ольбрыхским. И дайте свое объяснение набалдашнику.