Три года лет назад, беседуя с неоднократным чемпионом мира по стрельбе из дульнозарядного оружия на длинные дистанции (от 500 до 900 метров) Лии Шейвером (Lee Shaver), я был удивлен его одной фразой. – «Если бы я сам не делал свои винтовки, то я бы выбрал «Гиббс» от Педерсоли».
Поскольку тогда я был мало знаком с длинноствольным дульнозарядным оружием мне показалось, что Лии делает просто жест вежливости в сторону своего соперника-компаньона. Компаньона потому, что Шейвер возглавляет центр технической поддержки продукции фабрики Педерсоли в Соединенных Штатах, а это один из основных рынков сбыта для итальянской фабрики. И соперник, поскольку из винтовок сделанных Лии и на фабрике Педерсоли стреляют многие лучшие стрелки – «дальнобойщики» по всему миру. Стрельба на длинные дистанции предъявляет особые требования к оружию, а оружие изготовленное фабричным способом как правило требует дополнительной подгонки. С каждым заказчиком Лии работает индивидуально учитывая все пожелания и особенности клиента. Ведь речь идет не о современном оружии где есть возможность регулировки приклада, рукояти и навески дополнительного оборудования. А фабричное производство предполагает, как правило, один вариант. Что собственно мне приходилось слышать от других стрелков когда мы обсуждали качество оружия сделанного в Италии. Все признают высокое качество оружия от Педерсоли, но добавляют, что для победы его (оружие) надо дорабатывать. Хотя, чаще всего переделка сводится к небольшим косметическим манипуляциям. Относительно данной винтовки многие стрелки считают, что перво-наперво необходимо использовать берилловую или платиновую брандтрубку, ибо стальная прогорает буквально за несколько выстрелов.
Идея сделать винтовку которая бы не просто внешне повторяла исторический образец но и соответствовала всем техническим параметрам пришла к Пьеранджело в 2002 -ом году. Фирма основанная его отцом Давидом Педерсоли в 1957 году к этому времени заняла ведущее место в мире в нише дульнозарядного оружия. Но в основном это была продукция предназначенная для реконструкций и «фановой» стрельбы где ценится внешний антураж и как правило мало уделяется внимание техническим параметрам. Европейский и американский рынки были завоеваны. И надо было развиваться дальше.
Поэтому была поставлена амбициозная задача сделать высокоточную винтовку для стрельбы в таких дисциплинах МЛАИК, как «Витворт» (Whitworth) и «Валькирия» – стрельба на 100 м. из положения лежа (для мужчин и женщин, соответственно) и для стрельбы на длинные дистанции от 300 до 900 метров. Образцом для копирования стала легендарная винтовка «королева Уимблдона» конца 60-х годов 19-го столетия, созданная в 1865 году английским оружейником из Бристоля Джорджем Гиббсом. Оригинал для копирования любезно предоставил Уэлл Форгет (Mr Val Forgett ) владелец американской оружейной компании NAVY ARMS. Это произошло во время очередного мирового чемпионата по стрельбе на длинные дистанции из дульнозарядного оружия который проходил в знаковом месте для стрелков – высокоточников, а именно в Англии, на стрельбище Бисли (Bisley). Даже для такого искушенного оружейника как Педерсоли это стало знаменательным событием. «Чувство было такое как будто я перенесся на полтора столетия назад и оказался в викторианской Англии» – позже вспоминал Пьеранджело.
В то время соревнования по стрельбе регулярно проходили в окрестностях небольшой деревушки Уимблдон к юго-западу от Лондона. В 1860 году тут состоялась первое собрание Национальной стрелковой ассоциации. Особенно острым накалом борьбы отличались традиционные матчи по стрельбе на длинные дистанции между стрелками Англии и Соединенных Штатов Америки.
Подобные позы для стрельбы в положении лежа и сейчас не редкость.
Но в свое время вызывали насмешки современников.
Американцы часто одерживали победу, что болезненно воспринималось английским оружейным сообществом. Поэтому неудивительно, что в этом изделии Джордж Гиббс использовал все достижения лучших британских оружейников того времени. Так нарезы ствола были выполнены по патенту Уильяма Мэтфорда, а при выборе калибра формы и веса пули учитывались рекомендации сэра Джозефа Витворта. Технические параметры во всем соответствовали требованиям к матчевым винтовкам того времени.
Рекомендации британской стрелковой ассоциации «Гиббс» про-во Педерсоли
• капсюльная винтовка 0.45 калибра то же
• вес 10 – 12 фунтов (4.5-6 кг) 5,3 кг(11,68 ф.)
• длина ствола 34-36 дюймов (86,4 – 91,5 см) 91,5 см
• 1:18 твист то же
• диоптрический прицел то же
• пуля весом 530-560 грейн(34,34-36,3 грамм) 34 грамма
• навеска пороха 85-95 грейн (5,5 -6,15 грамм) Swiss No.3 (2f) то же, в зависимости от
• или 90-100 грейн Swiss No.4 (1.5f) дистанции
При изготовлении этой винтовки Джорджу Гиббсу пришлось наступить на горло английским традициям а именно предусмотреть пистолетную рукоятку ложи. Что практически не встречалось на английском оружии высокого разбора. А изготовление подобной винтовки была значительнее дешевле знаменитой винтовки Витворта при той же точности.
Одним из косвенных подтверждением, что винтовка получилась удачной можно считать то, что со временем длины стрельбища стало не хватать и его пришлось перенести из Уимблдона, который тоже в свою очередь разрастался, в более безлюдную местность графства Суррей рядом с деревушкой Бисли (Bisley). Американские стрелки ревниво отмечают, что когда англичане только начали стрелять на 600 ярдов то для американских стрелков расстояние в 1100 ярдов было уже вполне привычным.
Поэтому легко представить какая нелегкая задача стояла перед Пьеранджело Педерсоли когда он решился воспроизвести легендарную винтовку. И здесь Пьеранджело скопировал путь английской парламентской комиссии которая в 1853 году посетила многие американские оружейные фабрики с целью перенять передовой опыт. Точно так же Педерсоли посещает лучшие оружейные фабрики США, закупает современное станочное оборудование и приступает к выпуску точной копии винтовки Гиббса. Реакция со стороны стрелков не заставила себя ждать, вначале ошеломление высокой ценой для фабричного дульнозарядного оружия, а затем и восторг от результатов достигнутых с этой винтовкой. Практически все стрелки солидарны – «Это лучшая винтовка «из коробки» из которой можно успешно стрелять на длинные дистанции». Собственно в этих словах кроется глубокий смысл, да стрелять можно и даже неплохо, но чтобы побеждать надо пройти нелегкий и длительный путь познания данного оружия. Наиболее показателен рассказ итальянского стрелка Джанлуки Фризона:
« – Я много лет занимаюсь стрельбой и много знаний получил от своего отца и деда, которые были успешными охотниками. И однажды мне захотелось приобрести высокоточную винтовку скорее для получения наслаждения от самого процесса стрельбы а не от погони за дичью или участия в серьезных стрелковых соревнованиях.
Потратив время на анализ предложений в интернете и пообщавшись с друзьями я неожиданно для себя решил окунуться в мистический мир дульнозарядного оружия. Мой выбор пал на винтовку Гиббса производства фабрики Педерсоли. Но первые стрельбы, где я следовал общим рекомендациям, принесли глубокое разочарование. Первым желанием было вернуть оружие производителю и обвинить его в недобросовестной рекламе. Но потом, я вспомнил правило касавшееся современных винтовок – «выбранный тип и вес пули, пороха, капсюль и прочее, для одной винтовки, не всегда подойдет для другой винтовки, даже если она будет этого же калибра и более того этой же модели». И я решил экспериментировать с навесками пороха, пулями, смазками и прочим. И скоро я добился неплохого результата».
Семь выстрелов на дистанции 100 метров в мишень №4.
Конечно, к результатам на фотографии, с одной стороны, нужно относится с некоторой долей скептицизма тем более я не нашел имени Джанлуки Фризона среди победителей чемпионатов по стрельбе из дульнозарядного оружия. Но с другой стороны 99-100 очков привычный результат в этих соревнованиях где условия не всегда идеальны да еще стресс поединка давит на стрелка.
Самое интересное в рассказе Джанлуки было в конце и это не только эксперименты с пулями и навесками пороха, а то, что в итоге лучшим пыжом оказался картон от подставки для пивной кружки, а лучшей смазкой для пули – воск от свечи с запахом лимона. Воистину современные стрелки из дульнозаряда не далеко ушли от средневековых алхимиков, которые пытались изготавливать порох из сушеных цветков василька, убеждая всех, что именно это позволит гарантировано поразить противника.
Собственно такую информацию я собрал в тот момент когда мне в руки попала винтовка Гиббс производства фабрики Педерсоли.
К этому времени я уже был обладателем кремниевого гладкоствольного мушкета реплики французского оружия времен наполеоновских войн и несколько раз принял участие в соревнованиях по стрельбе из длинноствольного дульнозарядного оружия. Для подобных кремневых мушкетов существует специальная дисциплина носящая название Miquelet. Стрельба в данном упражнении проходит на дистанции 50 метров, в положении стоя, мишень носит название – французская военная на 200 метров (примерно, в два раза больше стандартной мишени №4). Откровенно говоря, лично мне, стрельба из мушкета не доставляет столько удовольствия как стрельба из различного короткоствольного дульнозаряда. Да и чистка длинноствольного оружия, отнимает гораздо больше времени и сил, чем чистка корткоствола. К тому же добиться приемлемой кучности не удавалось. Хотя лучшие стрелки показывают прекрасные результаты, и мировой рекорд в настоящее время составляет 98 очков.
Но для меня стрельба из мушкета все-таки оставалась больше удовольствием чем битвой за результат. А использование подобной винтовки обещало растянуть это удовольствие по крайней мере до 300-х метров. Именно такая дистанция доступна обычным стрелкам на подмосковных стрельбищах. (Немного мыслей не по теме: Отечественные стрелки – высокоточники не раз просились выйти на стрельбища Росгвардии где возможно стрелять на более дальние дистанции. Но каждый раз получают отказ. На мой взгляд, странная позиция, люди – профессионалы высокого уровня сами приходят к тебе дают все данные результаты отстрела вживую всегда под рукой, общайся, держи руку на пульсе, работай,…Но нет, проще запретить а работу можно и имитировать.)
И вот вожделенный Гиббс у меня в руках и мой путь лежит на стрельбище. Надо сказать, что винтовка проделала не простой путь пока попала ко мне. По номеру мне удалось проследить основный этапы длинного пути который растянулся почти на десять лет. Выпущенная в 2007 году она была продана в США а через некоторое время вернулась в Европу чрез Дальний Восток совершив таким образом практически кругосветное путешествие. Я переживал по поводу сохранности но тщательный осмотр показал, что винтовкой похоже ни разу не пользовались. По крайней мере, в мушке отсутствовали прицельные вставки, курок не имел следов удара на внутренней стороне и с винтовкой не было никаких аксессуаров по уходу и заряжанию. Пьеранджело любезно выслал несколько фото оригинального Гиббса с которого была сделана копия.
Оригинальный кейс для хранения и переноски.
Вид справа
Прицельные принадлежности
Замок
Фото того, что получилось у Педерсоли я смог сделать сам. Вид справа
Замок
набор вставок для мушки.
Конечно на моем образце отсутствовала гравировка замка и казенной части стола в классическом английском стиле ибо такое исполнение возможно но обойдется гораздо дороже.
В это время наша команда посетила Финляндию для участия в соревнованиях и тренировок. Финские коллеги, поздравили с приобретением и выдали три вида пуль (подтвердив старую истину, что для каждой винтовки хороши только свои пули), различные вставки для туннельной мушки и некоторые принадлежности для ухода. Также рассказали основные правила по использованию данной винтовки. Конечно финские правила не истина в последней дистанции, но я решил их придерживаться. Они просты: заряд пороха 4,5 грамма, пуля весом 34 грамма в смазке, без бумаги, чистка ствола после каждого выстрела. Подобный заряд способен разогнать пули до скорости 1300-1400 футов в секунду примерно 400 м/с. Для засыпания пороха необходимо использовать воронку с длинной трубкой, что бы избежать оседания порошинок в канале ствола. Чистить ствол влажным патчем надо тогда когда порох уже засыпан но еще нет пули. Такой непривычный прием исключает попадание влаги с патча в запальное отверстие, что делает невозможным сделать выстрел и часто случалась в моей практике. А если использовать полусухой патч то чистка может оказаться не эффективной. Порошинками которые прилипают к патчу или намокают можно пренебречь. После такой процедуры правильно подобранная пуля входит в канал ствола с небольшим натягом практически под весом шомпола (мой из латуни). Как только пуля легла на порох надо ее прибить с небольшим усилием. Когда я пропускал прибитие пули частенько прилетали в мишень боком.
Конечно причину этого явления я до конца так и не уяснил возможно и состав смазки влияет тоже. Пыжи, в том числе из пивных подставок, я не использовал. Смазку вначале я применил покупную предназначенную для револьверов но она показалось мне несколько жидкой. Сейчас я готовлю смазку сам использую пчелиный воск и утиный жир. Правильней конечно был бы бараний но в холодильнике есть только утиный. В итоге после выбора смазки легкого прибития заряда все пули стали приходить в мишень правильно.
Надо ли описывать, что ощущения от стрельбы из такой винтовки абсолютно ни с чем не сравнимы. Тяжелый вывешенный ствол заставляет искать особый баланс при стрельбе стоя работа с прицельными приспособлениями доставляет истинное удовольствие. Отдача гораздо чувствительнее чем у мушкета при использовании одной и той же навески.
Я не проводил никаких измерительных тестов но случайно удалось сравнить «убойную силу» винтовки Гиббса и еще одной легендарной копии. Рядом со мной на стрельбище знакомый из копии карабина Шарпса пытался завалить поппер стоящий примерно на ста метрах. Он использовал пулю примерно такого же веса, но заряд пороха был меньше примерно на грамм. Мы слышали звуки попадания, но поппер стоял мертво. Лишь попадание из Гиббса заставило его упасть.
Если не считать первый выстрел, то следующие три легли неплохо. Надо конечно, еще привыкнут к регулировке прицела. Дистанция 100 метров.
Говорить о результативности пока рано и честно говоря вряд ли будет возможно поскольку я стреляю на любительском уровне и никогда профессионально не тренировался в стрельбе из длинноствольного оружия. Но стрельба из подобной дульнозарядной винтовки позволяет открыть новые грани старинного казалось бы оружия.
Игорь Вербовский