Период с второй половины XV и почти до конца XVI века, известный как период Сэнгоку (“Эпоха воюющих провинций”), выдался в Японии более чем бурным. Собственно, все видно уже из названия: мелкие и крупные дайме практически непрерывно воевали друг с другом, создавая и разрушая военные союзы, ну и попутно уничтожая экономику Японии.
Ситуация стала меняться к лучшему, когда дайме Ода Нобунага смог не только подчинить центр страны, но и более или менее успешно теснил своих соседей. Его дело продолжил один из самых способных его генералов Тоетоми Хидееси. Выходец из крестьянской семьи, начинавший свою карьеру у Нобунаги в 1554 году с должности носителя сандалий, к 1582 году Хидееси уже стал прославленным командиром одной из его армий. Помимо военных способностей бывший носитель сандалий имел и большой запас крестьянской хитрости, которая помогла ему в 1585 году стать регентом-квампаку и получить аристократическую фамилию. К 1590 году Тоетоми Хидееси стал единоличным правителем Японии, подчинив себе всех противников. Вплоть до своей смерти 1598 году Хидееси сумел преобразовать страну, обеспечив в ней расцвет городов, торговли и ремесел. Однако для этого ему пришлось сначала разоружить крестьян, издав в 1588 году знаменитый “Указ о сборе мечей”.
Первый пункт этого указа гласил:
Людям разных провинций строго запрещается иметь в своем распоряжении различные мечи, короткие мечи, луки, копья, огнестрельное и другое оружие. Наличие лишних орудий [войны] делает затруднительным сбор налогов и пошлин и ведет к разжиганию восстаний… Поэтому главам провинций, официальным представителям и заместителям приказываю собрать все оружие, о котором говорилось выше, и вернуть его правительству.
Указ обуславливался “разбалованностью” японских крестьян, которые, пользуясь тем, что господа заняты разборками друг с другом, а также тем, что оружия в воюющей стране было более чем достточно, тоже решили отрезать себе кусок пирога, объединяясь с разорившимися самураями и самураями, потерявшими господина. Получались довольно крупные отряды, один из которых однажды напал на императорский замок в Киото. Более того, в одной из провинций вооруженные крестьяне выгнали своих дайме и установили самоуправление.
Собранное оружие Хидееси решил использовать рачительно и с важным идеологическим подтекстом. Поэтому второй пункт указа гласил:
Мечи и короткие мечи этого сбора не должны сгинуть. Они будут использованы, в качестве гвоздей и болтов при создании Великой статуи Будды. Это поможет людям не только в этой жизни, но и в потустороннем мире.
Впрочем, статуя – статуей (кстати, была ли она создана – неизвестно), но Хидееси, будучи страстным поклонником красивых мечей, озаботился сохранением наиболее выдающихся образцов. Поэтому третий пункт устава гласил:
В других землях, например в Китае, правитель Яо переделал замечательные мечи и острое оружие в сельскохозяйственные орудия после того, как он установил мир. В нашей стране такой эксперимент не осуществляется.
Неизвестно, как отбирались эти самые “замечательные мечи”, но известно, что, чтобы навести порядок в коллекции Хидееси, на службу был взят Хонами Коэцу, одной из задач которого стало составление списка мастеров, начиная с глубокой древности, разделив их на группы по ориентировочной стоимости изготовленных ими мечей (список был опубликован только в 1702 году).
Указ заканчивался вполне традиционно:
Все орудия, упомянутые выше, должны быть собраны и представлены немедленно.
О японском оружии и боевых искусствах глазами русского офицера можно прочитать здесь.