Одним из следствий польского восстания 1863 года стала выдача нижним чинам русской пешей артиллерии укороченных кавалерийских шашек, получивших соответствующее наименование – “артиллерийские”. Перевооружение их с тесаков на шашки было связано с тем, что в ходе боев с повстанцами выяснилась полная непригодность артиллерийских тесаков для рукопашного боя: атакованные артиллеристы с этим оружием в руках не смогли оказать достойного сопротивления (вопрос о том, насколько подготовлены были артиллеристы для рукопашного боя на батарее, судя по всему, не рассматривался). Однако с появлением шашки на боку артиллериста возникла другая проблема: она мешала солдату работать на батарее.
Но русская смекалка, как всегда, оказалась на высоте, и летом 1904 года на учениях был предложен (и опробован) простой путь ее решения: закреплять шашку за спиной, на манер винтовки. Делалось это довольно просто, хотя описание процесса выглядит запутанным.
“Подают команду “шашки за спину”, по которой каждый номер и коновод расстегивает пряжку портупеи и, взявшись спереди правой рукой за длинный плечевой ремень, вытягивает портупею настолько вперед и вверх, чтобы соединительный ремень вместе с короткой частью плечевого ремня с пряжкой вышел из-под погона вперед; одновременно с перетягиванием портупеи должно левой рукой, заложенной за спину помогать передвижению шашки вверх по спине к правому плечу, причем шашка должна быть повернута дужкой эфеса вправо; далее, поддерживая шашку в таком положении левой рукой, следует правую руку, не выпуская из нее длинного конца плечевого ремня, занести с правого бока за спину и с помощью левой руки обернуть плечевой ремень вокруг шашки, оставшийся же затем свободный конец пропустить с помощью левой руки под левую мышку и застегнуть на пряжку короткого плечевого ремня. При этом пряжка придется немного ниже воротника м соединительный ремень ляжет вдоль правой ключицы” (см. рис 1 и 2).
Шашка должна была лежать вдоль спины почти отвесно, эфес несколько выше плеча и повернут вправо. При этом в таком положении шашка могла при необходимости доставаться правой рукой. Но вот с вкладыванием оружия в ножны возникали проблемы: следовало либо опустить ножны на бедро, либо “обратиться к помощи товарища”.
Предполагалось, что шашка должна была находиться в положении “за спиной”, когда пешая батарея находится в конном строю. В карауле, в пешем строю и при одиночном выходе шашка должна была носиться на боку.
“Для глаза, привыкшего видеть шашку, как теперь, носимою постоянно сбоку, положение ее за спиной покажется быть может странным или некрасивым, но в снаряжении солдата удобство носки и пригонки предметов важнее красоты”.
Впрочем, следует отметить, что шашка шашкой, но “оружейный комплекс” солдата-артиллериста полевой и горной артиллерии русской армии дополнили не только относительно длинным шашечным клинком, но и револьвером. Видимо, чтобы солдат не мучился, доставая правой рукой шашку из-за плеча.