Известно, что снайперская винтовка Драгунова СВД за годы своего выпуска имела два разных шага нарезов в стволе. С момента ее принятия на вооружение и до 1973 года включительно эта винтовка имела нарезы с шагом 320 мм, а с 1974 года и по настоящее время ее нарезы имеют шаг 240 мм.
Почему так получилось?
Нужно сказать, что когда Е.Ф.Драгунов в рамках конкурса создавал свою снайперскую винтовку, у Советской армии фактически не было специального снайперского патрона повышенной кучности, так как его разработка без особого успеха велась еще с 1947 года. При этом советской промышленностью с начала пятидесятых годов производились спортивные целевые патроны «Экстра». Именно опыт разработки высокоточных спортивных винтовок под этот патрон привел Е.Ф. Драгунова к мысли использовать в своей армейской самозарядной винтовке тот же шаг нарезов, что применялся и в спортивных винтовках, то есть 320 мм, тогда как у классической «трехлинейки» – винтовки Мосина образца 1891/30 года шаг нарезов был 240 мм. Нарезы с шагом 320 мм хорошо стабилизировали не только тяжелую 13-граммовую пулю «Экстра», но и 9.6-граммовую пулю армейского патрона ЛПС. Принятый на вооружение в 1967 году снайперский патрон 7Н1 имел пулю массой 9.8 грамма, которая также хорошо стабилизировалась в стволе СВД.
Однако в реальных боевых действиях снайперам приходилось стрелять не только снайперскими патронами. В частности, для целеуказания другим бойцам могли применяться патроны с трассирующими или пристрелочно-зажигательными пулями, а для поражения более защищенных целей, например легкой бронетехники или укрытий — патроны с бронебойными пулями. И вот эти типы пуль, как выяснилось, получали недостаточную стабилизацию при шаге нарезов в 320 мм, что приводило к неудовлетворительной кучности стрельбы патронами с пулями Б-32, Т-46 и ПЗ из СВД. В 1972 году на НПО ИЖМАШ была изготовлена опытная партия винтовок СВД со стволами с шагом нарезов 240 мм, и проведены сравнительные испытания с серийными винтовками. Эти испытания показали, что при стрельбе снайперскими патронами 7Н1 и обычными ЛПС разницы по кучности практически нет. В то же время стволы с шагом нарезов 320 мм показывали заметно худшую (в полтора-три раза) кучность патронами с бронебойной пулей Б-32 и с трассирующей Т-46, что было совершенно неприемлемо для военных. По результатам этих испытаний в январе 1973 года было принято решение о переводе винтовок СВД на шаг нарезов 240 мм, а с 1974 года винтовки СВД стали выпускаться с «классическим» для военного трехлинейного патрона шагом нарезов 240 мм. При этом для серийных винтовок СВД указывались следующие параметры кучности R100 на дистанции 100 метров, измеряемые как среднее значение по 3 сериям по 10 выстрелов каждая — не более 4.5см при стрельбе патроном 7Н1 и не более 7 см при стрельбе патронами ЛПС.
Нужно отметить, что стволы с шагом нарезов 320 мм объективно дают несколько лучшую кучность с патронами с пулей «Экстра», 7Н1 и ЛПС, однако для заказчика (ГРАУ) также важно обеспечить эффективную стрельбу и специальными пулями — бронебойной, пристрелочно-зажигательной и трассирующей, что и вызвало использование компромиссного с точки зрения кучности варианта с шагом нарезов 240 мм.
Поскольку для гражданских карабинов на базе СВД стрельба бронебойными или трассирующими пулями неактуальна, в серийных карабинах «Тигр» применяются стволы с более оптимальным шагом нарезов 320 мм. Аналогичный шаг нарезов применяется и в снайперской винтовке СВ-98.