Предположим, господа попаданцы, годный порох вы каким-то чудом умудрились изготовить. Но чтобы его использовать – в бомбах, гранатах, пищалях, мушкетах – необходимо хотя бы самое простейшее запальное устройство, а именно трут или нормальный пеньковый или льняной фитиль.
Трут делался из ветоши или особого гриба – чаги, которые сначала вываривались в селитре, а потом тщательно высушивались и мелко нарезались. Для разведения огня при помощи огнива трут обычно и использовался, но для самого простейшего фитильного замка необходим именно что настоящий фитиль.
Фитиль – это не просто кусок веревки, которая может гореть. К фитилю выдвигались определенные требования: он не должен был гореть слишком быстро, он не должен был гаснуть на ветру или при влажной погоде, он должен был обладать гладкой фактурой, чтобы огонь не “перебегал” по отдельным ворсинкам. По сути своей после поджога фитиль должен был медленно и равномерно тлеть, но при этом – держать достаточно высокую для детонации пороха температуру. Уголек, который образовывался при прогорании фитиля, должен быть достаточно твердым, чтобы при резком соприкосновении с пороховой полкой (нажимаешь на спуск – держатель с фитилем резко опускается на полку) не ломаться – от этого фитиль даже после вспышки пороха на полке может потухнуть (это называлось “отбитие угля”). А при отсутствии зажигалок и спичек воспламенение фитиля в боевых условиях – это не самое просто дело. Вы только представьте: бой кипит, а вы тут лихорадочно огнивом щелкаете, пытаясь поджечь несчастный шнур, без которого от вашей пищали толку не больше, чем от дубины…))
Со времен Ренессанса было изобретено множество способов изготовления фитилей. Здесь я опишу те, которые использовались в России XVIII-XIX веков. Конечно, не для ручного оружия – для запалов гранат и бомб. Но они же подойдут и для пищалей с мушкетами более раннего времени.
Источник – все тот же бесценный Суханов, “Абордажное оружие”.
Изготовление фитиля
Основной способ изготовления боевого фитиля, применявшийся в то время – это способ с варкой его в щелоке. Вначале на канатной фабрике изготавливали льняную или пеньковую веревку (льняная считалась более подходящей).
Далее эту веревку в мотках вываривали в чане со щелоком. Щелок приготавливался так:
на днище бочки укладывалась деревянная крестовина. Поверх нее – решетка. На решетку стелили рогожку, поверх нее насыпали слой золы (непременно березовой), далее – слой негашеной извести. Потом опять слоями – зола, известь, сверху солома, и так – пока бочка не заполнится. Заливали все это кипящей водой и оставляли на двое суток. Периодически подливали воду.
Двое суток шла химическая реакция.
Степень готовности щелока определяли… методом куриного яйца. Свежее яйцо, положенное сверху в бочку со щелоком, не должно было тонуть. Если “яичный тест” давал положительный результат, щелок сливали через отверстие сбоку и снизу бочки.
После этого в специальном котле, вмурованном в кирпич и оборудованном зольником и вытяжкой, веревку варили в щелоке в течение 12 часов. Чтобы она не приставала ко дну, днище котла выстилалось паклей. Степень готовности определялась по цвету: веревка должна была приобрести красноватый оттенок.
Потом в том же котле “варево” охлаждали, фитильные заготовки вытаскивали багром или крюком,тщательно промывали чистой водой, мотки распускали, и веревку тщательно просушивали. В зависимости от условий, сушка занимала от 1 до 7 дней.
После сушки веревку подвергали трепке. В прямом смысле: рабочие растягивали ее на специальном станке и трепали – полировали полотенцами из конского волоса или щетками из тонкой медной проволоки. В конце концов она должна была стать идеально гладкой, лишившись всякой ворсистости – чтобы огонек не “перебегал” по волоскам.
На изготовление 25 пудов фитиля шло 10 пудов 20 фунтов березовой золы, 28 пудов веревок, 6 пудов 10 фунтов извести и 3 пуда пакли.
Иногда, в целях сокращения процесса производства щелока, он через каждые два часа переливался в кадку со свежими ингредиентами. Тогда процесс изготовления щелока удавалось укоротить до 4-6 часов. Также для повышения горючести фитиля в щелок при варке иногда добавляли селитру – из расчета полфунта селитры на пуд фитиля.
На некоторых заводах процесс упрощали – веревки просто мокли в чане со щелоком 12-15 часов. Щелок периодически заливался свежий.
Качество готового фитиля проверялось “бумажным тестом”: при надавливании его кончиком (зажженным) на лист бумаги тлеющий уголек на кончике фитиля должен был прожигать его, не ломаясь. Скорость горения должна была составлять, в идеале, 6 дюймов в час, но допуски были большие – годными считались фитили со скоростью горения от 4 до 8 дюймов в час.
Также при горении прядки фитиля категорически не имели права разделяться – это стопроцентный брак.
Но даже изготовленный по столь заковыристой технологии фитиль все-таки неважно горел в дождливую погоду. Для решения этой проблемы артиллеристы XVIII века изобрели т.н. палительные свечи.
Палительная свеча состояла из бумажной гильзы длиной 13 дюймов, заполненной составом, близким к черному пороху, но с другим соотношением основных веществ – ольхового угля, серы и селитры. Соотношение подбиралось так, чтобы гильза не взрывалась, а равномерно и достаточно долго горела. Для стрельбы в дождь артиллерист зажимал эту гильзу в пальнике, и пользовался ею вместо фитиля для поджигания запала орудия.