Пластиковые рамки на пистолетах давно уже стали привычными, да и вообще использование современных пластиков в стрелковом оружии теперь скорее правило, чем исключение. Почти все, интересующиеся оружием, знают «пластиковые» пистолеты «Glock» и, наверняка, многие полагают, что эта компания была пионером, применив пластик в конструкции оружия в 1980-х годах.
Меньше людей вспомнят о революционном для своего времени пистолете германской компании «Heckler & Koch» – VP-70 и его необычной пластиковой кобуре, серийно выпускавшемся в начале 1970-х годов. И не так уж много тех, кто знает о пластиковой рамке для пистолета Макарова (ПМ), появившейся в 1960-х годах и почти успешно прошедшей испытания.
Примерно в 1961 г. Государственный комитет СССР по оборонной технике санкционировал разработку пистолета с пластиковой рамкой для повышения технико-экономических, эксплуатационных и боевых характеристик по сравнению с пистолетом Макарова.
Неполная разборка пистолета Е. Моисеева |
В тульском ЦКИБ СОО (Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивно-охотничьего оружия) при разработке за основу взяли пистолет ПМ. Было изготовлено как минимум два модернизированных варианта пистолета Макарова с рамкой из литьевой пластмассы: ТКБ-023 конструкции Т. И. Лашнева и В. И. Хроменкова и получивший только номер (№ 621414, 1962 г.) Е. Ф. Моисеева (он же впоследствии работал над облегчённой рамкой для ПМ из алюминиевых и титановых сплавов). Если быть точным, то в обоих вариантах был использован поликапролактам, который дополнил стальной вкладыш, закреплённый в пластмассе поперечным штифтом.
В обоих вариантах, чтобы повысить прочность конструкции, спусковую скобу сделали монолитной, в отличие от ПМ, в котором скоба подвижная и задействована при разборке оружия. При этом в ТКБ-023 пришлось изменить конструкцию фиксатора кожуха-затвора и поместить его внутрь спусковой скобы. Про образец Е. Ф. Моисеева известно меньше, поэтому и дальше будем рассматривать ТКБ-023. В нём изменили также крепление боевой пружины, поменяв винтовое соединение на скобу. Для снижения усилия на спуск на спусковую тягу установили ролик.
ТКБ-023 со снятым кожухом-затвором |
Как рассказал начальник отделения маркетинга и внешнеэкономической деятельности ЦКИБ СОО Юрий Амелин, зимой 1965 г. два пистолета ТКБ-023 были направлены на испытания в Ижевск. Пистолеты без проблем выдержали по три тысячи выстрелов, но замечания всё же были сделаны, в том числе курьёзные.
Например, конструкторам попеняли, что зазоры между металлической частью рамки и пластмассовой ухудшают внешний вид изделия. Но после внесения необходимых изменений ТКБ-023 отправились на полигон.
В ЦКИБе вспоминают, что в принципе пистолет с пластмассовой рамкой успешно прошёл полигонные испытания, однако неожиданно оказалось, что у ТКБ-023 сломана спусковая скоба. Оказывается, испытатели по собственной инициативе бросали пистолет спусковой скобой на рельс. И тут выяснился интересный момент: даже со сломанной скобой пистолет с пластиковой рамкой мог стрелять, чего нельзя было сказать о стандартном ПМ. После броска на рельс у него деформировалась стальная спусковая скоба, а так как она выполняет функцию фиксатора кожуха-затвора, то после выстрела тот попросту слетел с рамки.
Неполная разборка ТКБ-023 |
Как бы то ни было, основной причиной того, что опыты с пластиковыми рамками были прекращены, стала недостаточная изученность материала (литьевого поликапролактама). Никто не мог точно сказать, как он поведёт себя после интенсивной и продолжительной эксплуатации или даже после десятка лет хранения «пластикового» оружия на складе. Такого практического опыта тогда ещё не было. К слову и «Глок» появился только через полтора десятка лет.
Вместе с тем оружейники убедительно продемонстрировали, что широкое использование пластика в конструкции стрелкового оружия вполне реально, и что это даёт существенное снижение массы оружия. Так, ТКБ-023 весил на 130 г. меньше стандартного пистолета Макарова, а образец Е. Ф. Моисеева – на 150 г.
Фиксатор кожуха-затвора внутри спусковой скобы ТКБ-023 | Затворная задержка ТКБ-023 |
О снижении себестоимости оружия, насколько я понимаю, речь тогда не шла, так как производство было опытным, можно сказать штучным. И уже в середине 1960-х годов и позже отечественные оружейники при создании перспективных образцов автоматов начали широко использовать в конструкции термостойкий и ударопрочный пластик (например, в ТКБ-022 Г. А. Коробова).
Времени с тех пор прошло немало, и жалеть о, быть может, упущенных возможностях не имеет большого практического смысла. Однако приятно, что в очередной раз отечественная конструкторская школа оказалась если и не «впереди планеты всей», то однозначно в первых рядах.
Фрагмент пластиковой рамки Е. Моисеева из поликапролактама |