Эта история началась полтора года назад, когда в «личку» постучался незнакомый парень и вежливо спросил:
— Это вы тут на дальняк, из дульнозарядного, стреляете?
– Да, то есть нет. Из дульнозарядного стреляем, но на дальние дистанции, больше не стреляем, единственная винтовка, подходящая для этих целей, после изменения законодательства в 2018 году, превратилась в красиво-бесполезный кусок металла. Поскольку была копией и оформлена как культурная ценность.
– Но у меня есть дульнозарядная винтовка, оформленная по розовой, и мне бы, хотелось попробовать себя в новой сфере.
– Милости просим, но справитесь ли вы, это очень сложно. Вы должны учитывать следующее. Траектория выстрела на каждом расстоянии своя. Падение на 300 ярдах составляет 2,6 м, на 500 – 8,2 м, на 600 – 12 м, на 900 – 30,5 м, а на 1000-около 40 метров. То есть, представьте высотный дом посредине дистанции, вы прицеливаетесь через открытые двери первого этажа, а пуля пролетает над крышей.
– Да, я что- то подобное слышал. Я немного стреляю на дальние дистанции из современного оружия, принимал участие в мировых и европейских первенствах, пару раз был чемпионом России и теперь хочу испытать себя с новым, незнакомым оружием.
И Владимир, так зовут нашего нового знакомого, назвал модель свой винтовки. Гиббс, модель 1865 года, производства Педерсоли
«Э-ээ, ну кто не знает, старика Гиббса» – только и смог я вымолвить. Это действительно та вещь, которая только своим видом может вызвать оргазм у неискушенных юнцов. А опытные все видавшие стрелки молча и благоговейно покачают головой, судорожно сглатывая слюну.
Как говорилась ранее это лебединая песня дульнозарядной эпохи, послание потомкам из старой, доброй викторианской Англии. Эта винтовка воплотила в себе идеи сэра Витворта, мастерство Джорджа Гиббса, кровь Крымской и гражданской войны в Америке. Да, в этих войнах такая модель не принимала участие в силу своего возраста, но опыт первых снайперов учитывался при ее создании. Фото ниже дает немного понимания за что стрелки всего мира любят эту винтовку.
Счастливые стрелки из ЮАР поразившие мишень на 2000 ярдов. (https://blog.davide-pedersoli.com/)
Да, все верно, черный порох, дульнозарядное заряжание, дистанция 1828,8 метров. Хотя, ничего удивительного здесь нет. Английское военное ведомство еще в 1857 году проводило сравнительные стрельбы из нарезного мушкета Энфилда и винтовки Витворта. На 1350 метрах Энфилд сошел с дистанции, а «Витворт» дошел (вернее дострелял) как раз до 2000 ярдов.
В общем «Бинго!!!», плотоядно заулыбался я. Поскольку стрелки российской ассоциации любителей дульнозарядного оружия уже несколько лет принимали участие в международных соревнованиях по стрельбе из исторического оружия, но успехи были достаточно скромные, призовые подиумы на первенство соседней Финляндии и редкое мелькание в верхней части турнирной таблицы на мировых чемпионатах. Впрочем, в сложившихся условиях, рассчитывать на больше не приходится. Все личное оружие, хранится за рубежом, тренировки из него возможны лишь пару дней до турнира, а остальное время остается оттачивать мастерство на пневматике или на современном доступном короткостволе дома (в смысле в России на официальных стрельбищах из разрешенного оружия).
А тут, манна небесная! Человек знающий, имеющий оружие и как оказалось позднее, фанатично увлеченный.
Ведь стоимость дульнозарядного оружия у нас в стране, это конечно боль. Если в европах, вы можете приобрести б.у оружие от 50-ти евро,
Фото: (Кольт про-во Uberti, купленный за 50 евро + 350 евро, за конверсионный барабан. Итого: 400 евро за револьвер, способный стрелять как дульнозарядный или как под унитарный патрон. Но там, за речкой) и попробовать пострелять, понять – нравится, не нравится, закрыть тему или погрузиться дальше, то у нас минимальная цена входа в клуб любителей дульнозаряда приближается к эквиваленту 1000 евро. Что согласитесь, как-то, не по-христиански. Честно, говоря, до знакомства с Владимиром я слышал только о двух Гибсах, которые официально есть в России, но оба были сертифицированы как культурная ценность.
Собственно вся моя помощь Владимиру свелась к предоставлению контактов лучших стрелков мира на дальние дистанции с которыми знаком лично. И отдельные слова из их общения, время от времени долетавшие до меня, напоминали древний язык абракадабру – бушинг, вип, виндаж и прочее. К сожалению пандемия сорвала возможность личных встреч и соревнований, но увлеченность Владимира и помощь американского стрелка и супер-оружейника Лии Шейвера принесли свои плоды.
Да, так случилось, что Лии несмотря на то, что он американец, несмотря на то, что он часто по вечерам, сидя у телевизора, есть попкорн и запивает его кока-колой, стал нашим заочным тренером. Ему есть что рассказать, Лее неоднократный победитель мировых соревнований по стрельбе на дальние дистанции из дульнозаряда, обладатель нескольких мировых рекордов, кроме того, он сам изготавливает матчевые винтовки из которых стреляют лучшие стрелки, многие из них его ученики.
Поэтому, Владимир, медленно, но уверено идет к своей (нашей) цели, подталкиваемый всей российской ассоциацией обожателей дульнозарядного оружия.
Хотя, когда я спрашиваю его про успехи, он повторяет, что пока все еще в начале пути. Идет процесс отладки винтовки, несмотря на то, что оружие производства Педерсоли считается качественным, все равно требуется подгонка под себя, бендинг, кропотливая работа с материалами для производства выстрела. К общей беде, отсутствие качественного пороха и капсюлей, добавляется отсутствие нужных картонных подставок под пивные стаканы, их, которых получаются «правильные» пыжи-прокладки, как советует один итальянский стрелок.
Фото мишени на 100 метров (https://blog.davide-pedersoli.com/).
«Нет, минуты на триста метров я практически, добился, вместо пивных подставок, использую картон, от упаковки собачьего корма или от итальянских макарон» – говорит Владимир – «проблема капсюлей и пороха, тоже решаема».
«Но я пока не понимаю, как они попадают на 1000 ярдов – продолжает наш друг. – Диаметр мишени 121 сантиметр, V-зона (десятка по-нашему, короткоствольному) – 36 см. Из прицельных диоптр, который применялся 150 лет назад, никакой оптики. Стрельба ведется лежа, винтовка должна лежать на руке. Я научился ее держать так крепко, как будто ее хотят у меня отобрать. Это связано с более низкими скоростями пули и процесса воспламенения. Понимаю, что изменение температуры на пару градусов или давления атмосферы на несколько миллиметров ртутного столба, может изменить точку попадания на несколько десятков сантиметров. Я могу отследить температуру, давление, навеску, не дышать во время нажатия…
Пуля Гиббса и патрон 22LR
И вот, моя пуля весом в 525 грейн (35 грамм) покинувшая ствол винтовки со скоростью 430 -440 м/с, через 300 ярдов имеет скорость примерно 310 м/с, ее Б.К. (баллистический коэффициент, условно говоря, способность противостоять внешнему воздействию) стремится к нулю. И вот, представь, ей еще лететь 600-700 ярдов, а я уже не понимаю, что мне с этим делать, я бессилен что-либо изменить. Боковой ветер силой 0.5-1 м/с (который есть практически всегда) сносит точку попадания на 30-40 с лишним сантиметров. Встречный ветер силой 4-5 м/с перемещает пулю на 1 метр вниз. А они из десяти выстрелов, 8-9 стабильно кладут в V- зону. Это космос, мне кажется они разговаривают с ветром.
Единственное что успокаивает, что каждый новый год, чемпион меняется, и хотя есть когорта топовых стрелков, но кто их них станет лучшим сегодня, никто не знает. Никто, кроме ветра.
Иногда самовар помогает определить направление и силу ветра.