Как то раз с высокой трибуны прозвучало: – Не видать вам оружия, пока культуры оружейной не познаете!
И то, правда, послушно согласился я, не знаем. Раньше вроде как отцы и деды молодежь науськивали, брали детей на охоту или в тир, давали из своего оружия пострелять, где на словах, а где и через зад, доносили основы безопасности и обращения с оружием. Но такой подход законотворцы наши признали устаревшим и запретили. Вроде как, и стрельбу из свадебных кортежей запретили тоже, типа не наша это культура, обычай этот живет где-то высоко в горах и даже не в нашем районе. В доступных тирах, хоть частных, хоть под вывеской ДОСААФ, бабло вытеснило культуру за порог. Хотел я было в поисках оружия в армию податься, но во вовремя сообразил, что оружие там хоть и много, но не до культуры сейчас, враги окружают, надо к войне готовится. Устав от бесплодных поисков оружейной культуры забрел я в царство просто культуры, где царит вечный покой и красота, а именно в Третьяковскую галерею. И там узрел вот такую картину:
Подпись гласила, Портрет Н.П. Панина в детстве, художник Соколов П.И., 1779 год.
И тут в измученном мозгу сверкнула догадка, а не это ли есть та самая оружейная культура о которой так упорно говорит власть?
И решил я, что бы угодить высокому начальству изучить данную картину. Не все детали конечно, кулика из отряда ржанкообразных (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кулики) и собаку оставим изучать любителям зоологии. Про художника который вышел из крепостных пусть читают любители живописи (http://www.artsait.ru/foto.php?art=s/sokolovPI/img/3).
А мы же попытаемся разобраться, что же за оружие у нашего мальца, и сам то, он кто? Ведь понимание того, кто хозяин облегчит нам идентификацию оружия, ибо у бедноты до 1917 года, оружие было не такое, как у богатеев.
Википедия нам в помощь, читаем: Граф Ники́та Петро́вич Па́нин (17 апреля 1770, — 1 марта 1837, Дугино) — русский дипломат из рода Паниных. Благодаря знатному происхождению и связям в 24 года был генералом, в 25 — губернатором и в 29 — вице-канцлером. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Панин,_Никита_Петрович).
Обратим внимание на дату рождения нашего героя, 1770 год, портрет датирован 1779.
Теперь про ружье, а хотя собственно, почему именно про ружье, а не про штуцер, например, спросит въедливый читатель этого опуса. И будет прав, поскольку рядом с художником мы не стояли, с Никитой Петровичем близко не знакомы и поэтому встаем на путь догадок и размышлений. Почему не штуцер, одна из причин, отсутствие шнеллера в спусковом механизме.
Кроме того, штуцеры часто имели в прикладе отделение для принадлежностей, здесь мы такого не наблюдаем.
Теперь, попробуем разобраться с длиной нашего предмета. Итак, портрет написан с девятилетнего мальчика, современники описывали Никиту Петровича как высокого мужчину По свидетельству Адама Чарторыйского –
«Панин рано приобрёл самоуверенность и апломб. Это был человек высокого роста,..»
поэтому согласно статистике, его рост в этом возрасте мог составлять 140-150 см. По картине видно, что ружье едва достает до плеча, да и стоит юный охотник несколько изогнувшись. Таким образом длина оружия вероятно примерно 120-130 см. Длина по современным меркам, вроде бы, более соответствующая ружью, чем штуцеру.
Для окончательного вердикта, обратимся к коллекции оружия хранящейся в Гатчинском дворце, благо в 2013 году, сотрудник данного музея, Родионов Е.А. выпустил каталог Гатчинского арсенала, в 4-х томах.
Всего в каталоге перечислено 1150 единиц оружия, из них примерно 730 единиц длинноствольного, большая часть которого относится к 18-му веку, и именно она нас интересует. Краткое изучение, (скрывать не буду, что краткое) дало следующие результаты: обычная длина ружья в 18-м веке составляла 135-155 см, а штуцеров плюс минус 100 см. Длина оружия на картине, по нашим предположениям находится посередине. Как быть? Неожиданно, вероятный ответ нашелся на сороковой странице 2-го тома.
Внешне очень похоже, длина 124,5 см, но в описание значится штуцер, калибр 16 мм, Франция, 1730-е годы, поступил при великом князе Павле Петровиче, до 1793 года. Очень интересно, что именно в этот период Никита Петрович был весьма дружен с Павлом Петровичем, и даже плел заговор против Екатерины, что бы быстрее посадить на трон Павла. Правда позже участвовал в заговоре и против Павла.
В итоге приходим к выводу, что на картине, возможно, изображен все-таки, штуцер. Тем более что для портрета наверняка подбирали самое лучшее, одежду, собаку и наверняка предпочли штуцер, который обычно ценился дороже гладкоствольного ружья.
Можно было бы поставить точку, но тут есть еще одна версия, которая сводит на нет все предыдущие измышления..
А именно, сыну почтенных родителей, могли изготовить уменьшенную копию взрослого оружия, и тогда это может быть все, что угодно, и винтовка и ружье.
Пожалуй право начальство, не достойны мы оружия, раз не можем сходу назвать предмет на картине и перечислить его ТТХ.
Пойду, искать оружейную культуру дальше, в соседнем зале видел картину В. Перова «Три охотника».
Есть над, чем подумать.