О кинжале слагали песни и стихи, его упоминали в пословицах и народных сказаниях. Без кинжала кавказец чувствовал себя голым и беззащитным, буквально теряющим основу основ под ногами. Считалось, что кинжал олицетворяет дух мужчины. Ему приписывали магические, целебные и совершенно невероятные свойства, наделяли его душой. Обнаженный ради победы над врагом, восстановления справедливости, защиты родины, спасения слабого или кровной мести, кинжал олицетворял свет и могущество народа.

На Кавказе кинжал — традиционное оружие. Более того, оружие-символ. Горец получал его еще ребенком и носил не снимая. Кинжал — подтверждение того, что ты настоящий мужчина, оружие чести и гордости, самостоятельности, самодостаточности и уважения, знак принадлежности к воинам.
На Кавказе кинжал — традиционное оружие. Более того, оружие-символ. Горец получал его еще ребенком и носил не снимая. Кинжал — подтверждение того, что ты настоящий мужчина, оружие чести и гордости, самостоятельности, самодостаточности и уважения, знак принадлежности к воинам.

Неудивительно, что на Кавказе кинжалов было больше, чем любого другого холодного оружия. И они были разные. Так, кинжал с прямым двухлезвийным клинком и прямой рукоятью называется «кама», а кинжал с такой же рукоятью, но искривленным клинком — «бебут».

Мужчины носили это оружие постоянно, начиная с подросткового возраста. Есть совсем крохотные кинжалы по 13–15 см, которые дарили детям. Кроме того, известно, что и женщины защищали свою честь кинжалом.

Кавказские кинжалы имели характерные черты. Поверхность прямого двухлезвийного клинка разделялась долами, число которых с каждой стороны могло доходить до четырех и даже до шести. Долы облегчали вес клинка, увеличивали его прочность и одновременно служили неким декоративным элементом. Некоторые мастера украшали их серебряной всечкой, писали на них слова молитв, пожелания владельцу, ставили свою подпись или имя хозяина кинжала.

Старые оружейники не делали двух совершенно одинаковых клинков, да это и невозможно при условии ручной работы. Благодаря этому мы вправе считать кавказский кинжал не только оружием, но и настоящим произведением высокого искусства.

К концу XIX века наибольшее распространение на Кавказе получил простой прямой клинок, от 45 до 50 см — классическое «золотое» сечение, когда размер кинжала целиком (клинка с рукоятью) равен размеру локтя (плеча). В этом есть мудрая народная эргономика: несущий по одному глубокому смещенному от центра долу с каждой стороны, заканчивающийся вытянутым четырехгранным острием и в разрезе имеющий форму ромба. И это классика, все остальное — бесконечные, но не менее интересные вариации.

Так, если классические черкесские кинжалы можно охарактеризовать строгой геометрией, шестигранной пятой, ромбическим сечением и средним размером (общая длина в ножнах до 50 см), то кинжалы дагестанские — это небольшие, изящные, узкие и легкие клинки, достигающие в длину 36–40 см. Что касается тифлисских кинжалов, то они настолько разнообразны, что выделить какой-то единый стиль практически невозможно. Связано это в первую очередь с тем, что многие тифлисские мастера были «отходниками» — переселенцами из других районов Кавказа, и изготавливали клинки по образу и подобию своих национальных кинжалов.

А во-вторых, в Тифлисе отоваривались не только отдельные покупатели, но и целые группы русских офицеров или казачьих частей. А для таких заказчиков создавались кинжалы с совершенно особенной отделкой и геометрией клинка.

УМРИ, ЗЛОДЕЙ, ОТ РУКИ МОЕЙ!

По свидетельству русского писателя Бестужева-Марлинского, участвовавшего в сражениях Кавказской войны, надпись «Умри, злодей, от руки моей!» красовалась на клинке кинжала дагестанского абрека Амалат Бека. Эти слова как нельзя лучше характеризуют и оружие, на котором они были начертаны, и психологию горцев.

Еще чаще встречалась другая надпись: «Я кинжал, хозяину — защита, врагу — смерть» Впоследствии именно эти слова на свои клинки ставили тифлисские мастера, знающие, что пользуется большим спросом у заезжих русских офицеров.

ВЕЧНО ВООРУЖЕН

Военный историк Г.Н. Прозрителев выделил два вида черкесских кинжалов: небольшой узкий кабардинский и широкий шапсугский, от которого рана была наиболее опасной. На самом деле видов черкесского кинжала было гораздо больше, но не будем привередливы.

Роскошно отделанный кинжал был непременной принадлежностью черкесского костюма и вызывал естественную зависть у казаков и линейных офицеров. Командир царского конвоя хан Гирей в свое время писал: «Это оружие можно, так сказать, причислить к верхней одежде черкеса, в особенности у лучших воинов высшего класса, ибо они снимают с себя кинжал только тогда, когда скидают и верхнее платье. Черкес ест, пьет, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружен».

То же самое читаем в воспоминаниях об осетинах европейского художника, писателя и путешественника Кера Портера: «Одеваются они по примеру черкесов и никогда не появляются без обычного для их страны оружия — кинжала за поясом. Он широк у рукояти, утончаясь книзу в виде длинного острия; его длина 18 дюймов».

Надо отметить, что в Осетии кинжалы в основном были привозными, и осетинские мужчины, судя по описаниям очевидцев, использовали их не только как оружие, но и как бытовую вещь, что для гордого кабардинца или вайнаха считалось совершенно недопустимым. «Молодые люди нарезали своими большими кинжалами мясо и бросали его в котел; они вместо ножа пользуются кинжалом», — писал в своих воспоминаниях немецкий ботаник Карл Кох, путешествующий по Кавказу в 1837–1838 гг. И все-таки мне кажется, он что-то напутал. Уж слишком значим для горцев был кавказский кинжал, чтобы использовать его в бытовых целях. Думаю, в кулинарии применяли обычный или подкинжальный нож.

МАСТЕРСТВО И ТРАДИЦИИ

В конце XIX века знаменитые дагестанские «кинжальные» мастера часто уходили на заработки в крупные населенные пункты Закавказья, Северо-Западного и Центрального Кавказа, и там «подстраивали» свои умения под вкусы и традиции местного населения. В результате для дагестанских кинжалов характерно много форм, клейм, видов закалки и отделки.

Амузгинско-кубачинские кинжалы отличалисься особым орнаментом. Клинки изготовлялись в Амузги и других селениях Дагестана, а уже для отделки отправлялись в Кубачи. Кубачинцы были высококлассными отделочниками, изумительными мастерами по серебру. Их работы — истинное украшение многих музеев мира. По размерам амузгинские кинжалы были либо небольшими, легкими и изящными, либо крупными, с массивными клинками длиной до 48 см. На многих клинках, как правило, лишенных каких-либо украшений, над долами арабской вязью были выгравированы надписи (на даргинском, лезгинском, аварском, осетинском или турецком языке).

До сих пор из дальних районов Дагестана всплывает на антикварном рынке России и зарубежья до десяти оригинальных кинжалов в год. Само селение Амузги давным-давно разрушено неумолимым временем, а его знаменитые клинки еще живут.

В изготовлении кинжалов немало было занято и лакских мастеров, — как клиночников, так и серебреников. Они также работали по всему Кавказу, чаще всего в больших городах. Как водится, мастера подстраиваясь под вкусы местных покупателей, поэтому среди их изделий практически не встречаются большие дагестанские клинки. Лакские кинжалы преимущественно невелики, с ножнами, богато украшенными гравировкой, чернью и позолотой. Иногда поверхность клинков окрашивалась в черный цвет, но такие кинжалы — большая редкость. На свободной от долов части клинка обычно выбивалось имя мастера. Сами долы покрывались травлением, растительным орнаментом или зигзагами, имитирующими рисунок сварочной стали.

На некоторых клинках вдоль дола или ребра делались арабские надписи, содержащие выдержки из сур Корана, дату изготовления по Хиджре или имя мастера. Примечательно, что на многих клинках можно встретить вытравленные изображения двуглавого орла, царского вензеля или рисунки с растительным орнаментом в русском стиле, а также имена мастеров, выбитые штампом на русском языке.

О тифлисских кинжалах трудно говорить, как о каком-то отдельном стиле. Скорее, речь может идти о смешении всех направлений рисунка, дизайна, методов украшения и декорирования в одном общем котле, из которого черпали свое вдохновение тифлисские мастера.

Кинжалы выковывались из сварочной стали, с широкими или узкими долами (или ребром), с узором дамаска или орнаментом в долах; длина могла варьироваться от 35 до 60 см. Рукояти были самой разнообразной формы, из кости, рога, серебра, железа, дерева. Прибор и рукояти или богато украшались, или не украшались совсем.

Клинки других грузинских кинжалов имеют как существенные отличия и характерные особенности. Обычно они небольшие, узкие, с ребром по центру или с одним долом.

Мингрельские кинжалы характеризуются узким ромбовидным клинком. На каждой стороне клинка четыре плоскости, грани которых составляют крест святой равноапостольной Нины (напомню: крест святой Нины был сделан из двух изогнутых веточек виноградной лозы и связан волосами самой святой).

Кинжалы зугдидские и сухумские отличаются простым массивным ромбовидным клинком и смещенным прямым долом. Они богато украшены серебром и золотом с использованием техники филиграни и зерни.

Для гурийских клинков характерны либо квадратные рукояти, как у кинжалов Черноморского казачьего войска (ЧКВ), либо круглые на манер ранних тифлисских.

В кутаисских кинжалах на ножнах повсеместно используется ложная зернь в крупных декоративных элементах: змейки, зигзаги или иной геометрический орнамент.

Под протекторатом Османской империи армянам было запрещено иметь любое оружие, в том числе и холодное. Они были вынуждены в буквальном смысле все прятать в землю — «прах к праху». Те немногочисленные кинжалы, которые дошли до нас, не поддаются логической систематизации. Я видел несколько армянских клинков, и самые интересные из них украшены всечкой золота и серебра или латунью вдоль долов. Всечка сделана необычным способом. Вся плоскость клинка просекалась тоненькой решеткой, в поверхность вбивалась проволока, создающая примитивный рисунок: животные, растения, геометрические фигуры.

Считается, что клинки армянских кинжалов крупные и тяжелые, длина от 40 до 62 см, вес от 325 до 900 г. Иногда поверхность клинка украшена вытравленным узором. Обе голомени почти параллельны и резко сужаются к острию на последней трети длины клинка, сам кончик игольчатый — для раздвигания колец кольчуги.

С правой стороны выбивались фигурные клейма, внутри которого арабскими буквами выбивалось имя мастера. Клинки украшались местным орнаментом и картушами, арабскими надписями (пожелание победы в бою, смерти врага, обещание помощи владельцу кинжала) или монограммой хозяина.

Легенды повествуют нам о старинных чеченских кинжалах, которые перерубали любую сталь, протыкали самую прочную кольчугу и были способны рассечь пополам всадника вместе с конем. Разумеется, это поэтическое преувеличение, однако вспомним, что чеченские кинжалы были знамениты и среди наших казаков. Как там они пели?

Жена молодая, с поникшей главой,

Приносит супругу доспех боевой,

И он принимает от белой руки

Кинжал Базалая, булат Атаги…

Традиционно чеченские кинжалы подразделялись на два типа: вороненые и полированные до зеркального блеска. До XX века они были большими и напоминали по форме и размерам римские мечи. Такой кинжал мог доходить до 70 см и назывался «беноевским». Украшения ножен и рукояти практически отсутствовали, значение имели только боевые качества клинка: сбалансированность оружия, твердость стали, острота лезвия.

После кавказских войн и памятного восстания Шамиля стали появляться более тонкие и легкие кинжалы, долы делались произвольно, от одного до трех-четырех. Колющий удар такого тонкого клинка практически всегда был смертелен, а рана от него — опаснее рубленой или резаной.

Примерно тогда же оружие стали активно украшать. Первоначально чеченские мастера копировали кабардинские узоры, но постепенно выработали свой стиль, и кинжал, несмотря на явно скромный вид отделки, полностью «одетый» в серебро с чернью, с золотой всечкой, мог стоить дороже кабардинского коня. Возможно, поэтому кавказская традиция дарить оружие свидетельствовала о глубочайшем уважении, до сих пор являясь знаком самой искренней дружбы.

Андрей БЕЛЯНИН

Похожая запись

Добавить комментарий