Свершилось! Мало кто верил, а оно произошло, все сомневались, но оно случилось, причем быстро и стремительно. Три чтения, Совет Федерации, подпись президента — и все. Закон подписан. Через 180 дней он вступит в силу, а значит, в январе 2019 года все, кто имеет соответствующее разрешение, смогут сами снаряжать патроны для нарезного оружия.
Патроны для гладкоствольного оружия охотники могли снаряжать и раньше, более того, благодаря этому появился целый пласт людей, принципиально снаряжающих патроны для своего ружья самостоятельно. Оно и понятно. Во-первых, это было экономически целесообразно и выгодно. Во-вторых, можно было подобрать заряд и снаряд, которые давали оптимальные показатели, такие как кучность и резкость боя, на конкретном ружье. Другими словами, проблем у гладкоствольщиков не было. А вот с нарезным оружием дело обстояло плохо, ибо процесс снаряжения был не просто «не разрешен», как полагали многие, а подпадал под уголовную статью, и некоторые граждане серьезно пострадали. Теперь же ситуация изменилась (точнее, она изменится после вступление в силу новых поправок к закону).
Зачем же нужен релоуд, как в англоязычном интернете называют «священнодействие» снаряжения нарезных патронов? В большинстве случаев снаряжение нарезных патронов преследует ту же цель, что и снаряжение гладкоствольных, то есть удешевление массовой стрельбы и подбор боеприпаса, наиболее полно соответствующего конкретному оружию и поставленным целям и задачам. Конечно, есть мнение, что сделать патроны дешевле массовых отечественных боеприпасов самостоятельно невозможно, и в этом есть рациональное зерно, однако те, кто так считает, немного хитрят, так как относится это только к массово выпускаемым в России калибрам. Да, невозможно самому собрать патрон, способный конкурировать по цене с продукцией Барнаула в калибре 7,62х39 или 9х19, но сделать недорогой и экономически выгодный патрон в калибре .30-30 очень легко. И это если не вспоминать про редкие и меткие калибры вроде .50 BMG или .416. При их цене, приближающейся к 1000 рублей за штуку, наладить экономичный релоуд вполне возможно. Пистолетные калибры тоже можно оптимизировать, используя для их производства свинцовую пулю. Кстати, последняя нередко применяется и в винтовочных калибрах, особенно если добавить в свинец немного сурьмы, а скорость пули не будет превышать 600–700 метров в секунду.
Так что же такое релоуд и как он осуществляется? Этой статьей я не ставлю задачу дать конкретные рецепты или методики подбора пороха, его навесок или пуль, мне хочется рассказать о самом процессе и некоторых особенностях, чтобы читатель понял, нужно ли ему это вообще.
Есть большая категория охотников и стрелков, которым этот процесс может показаться бессмысленным. Например, если охотник стреляет стандартным да еще нашим калибром и к нему есть как дешевый боеприпас по 10–15 рублей, так и импортный с хорошими пулями, то возможно, такому стрелку процесс релоуда покажется ненужным. Но если калибр редкий или патроны к нему дороги, то снаряжать патроны самостоятельно вполне оправдано, по крайней мере для тренировок.
Итак приступим. Обычно релоуд начинается с отбора стреляных гильз. Конечно, гильзы могут быть и новыми, но их отбор все равно нужен. Гильзы должны быть целыми, без трещин и разрывов, с правильной геометрией, без вмятин; допускается небольшая деформация горлышка гильзы, поскольку этот дефект при переснаряжении может быть исправлен. Гильзы нужны латунные. Я специально уточняю это, поскольку постоянно получаю вопросы, можно ли снаряжать стальные гильзы. Теоретически можно, но есть нюансы. Во-первых, все наши стальные гильзы сделаны под капсюль Бердана, который непросто найти, но еще труднее его извлекать из стреляных гильз. Во-вторых, выправка и последующее кримпование (обжим гильзы вокруг пули) применительно к стальным гильзам — процесс непростой и сильно изнашивающий матрицы, что в наших условиях делает переснаряжение стальных гильз экономически нецелесообразным.
Итак, отобрали гильзы, и теперь, если они новые, можно переходить к следующей операции. Если же гильзы стреляные, их нужно очистить. Существует множество способов мойки гильз, но мне больше всего понравилась ультразвуковая мойка. Быстро и немешкотно. Как альтернатива ей есть вибрационная машина, но стоит она недешево. После того как вы помыли гильзы, из них на станке специальной матрицей извлекается капсюль. Обычно эта матрица, кроме удаления капсюля, еще и выправляет горлышко гильзы изнутри. Но тут надо сделать небольшое отступление. Многие сначала удаляют капсюль, а затем чистят гильзу. Это хороший вариант, если гильзы не сильно запачканы или закопчены, иначе вы рискуете испортить первую матрицу.
При первой мойке капсюльное гнездо качественно не очищается, поэтому стоит либо прогнать гильзы через мойку еще раз, либо продолжить снаряжение патронов. Первый вариант обязателен, если патроны будут храниться долго, второй — если вы собираетесь их отстрелять в ближайшее время.
Далее идет капсюляция — установка нового капсюля в гильзу. Вставляться он должен с усилием. Если он легко проваливается под нажимом руки, то такую гильзу лучше отбраковать, так как есть опасность, что он вывалится и на охоте и ваш патрон вас подведет. Капсюляторы — машинки для установления капсюлей — бывают разными. Есть отдельный инструмент, есть в комплекте с прессом (про пресс я расскажу ниже). При больших тиражах удобнее пользоваться отдельным инструментом. Можно просто вынести капсюляцию в отдельное действие, когда вы садитесь и устанавливаете капсюли во все гильзы, в том числе и разных калибров, которые собираетесь снаряжать в ближайшее время. Операция эта проста и не требует особого внимания. Вы, конечно, можете допустить ошибку — поставить капсюль не той стороной, но если действовать по инструкции, которая прилагается к капсюлятору, это исключено.
Теперь немного отвлечемся от процесса и остановимся на оборудовании. Для снаряжения вам обязательно понадобится пресс. Это такой механизм, в который ставятся матрицы и который позволяет проводить все операции. Пресс может быть ручным, не крепящимся к столу. Такой удобен в поле, когда надо собрать лишь два десятка патронов, но при больших сериях он утомит. И пресс бывает с установкой на стол: одноматричный, когда вам придется провести одинаковые операции со всеми патронами, и револьверный, когда на пресс ставятся все четыре (или три) матрицы и патрон собирается за один проход через пресс. Первый вариант дешевле, кондовее и проще, второй позволяет быстро снарядить большие партии и, что немаловажно, прерваться в середине процесса. Тонкость тут вот в чем. С одноматричным прессом, если вас прервут, у вас на столе останется весь тираж патронов в промежуточном состоянии (например, во все гильзы насыпан порох). С револьверным прессом в таком случае у вас с одной стороны — гильзы, с другой — половина готовых патронов. Последнее бывает удобнее. О качестве и подборе прессов говорить не буду, это тема для целой статьи. Скажу только, что сейчас можно найти и отечественные варианты.
Как понятно из вышесказанного, нам потребуются еще и матрицы, которые продаются в комплектах, по калибрам. В них входит три или четыре матрицы, шелхолдер (держатель гильзы) и мерная ложка, которая нужна, если вы найдете импортный порох и захотите делать массовый патрон со средними показателями.
Все матрицы калиберные и не подходят для снаряжения патронов других калибров. Первая матрица удаляет капсюли и выправляет горлышко гильзы изнутри. Правка дульца совершенно необходима, поэтому операцию с первой матрицей пропускать не рекомендуется, даже если гильзы у вас новые. Вторая матрица немного расширяет дульца гильзы, делая его конусным. Это нужно, чтобы установка пули прошла гладко, без замина края. Кроме этого, вторая матрица имеет отверстие и может использоваться для засыпки пороха. Третья может быть отдельной, и тогда она только досылает пулю на определенную глубину или объединяет в себе эту функцию и функцию четвертой — обжатие дульца гильзы вокруг пули (кримп). Кроме матриц, вам понадобятся весы, желательно с функцией измерения веса в гранах, ибо в справочниках указывается эта мера. Желательно также приобрести поддоны или коробки для патронов, что облегчит работу с гильзами.
Но вернемся к самому процессу. Итак, мы выбрали обычный одноматричный пресс, и у нас есть гильзы со вставленными капсюлями и расправленным горлышком. Далее во всех операциях большое значение имеет глубина установки матрицы в пресс. Пресс должен работать до упора, то есть вы всегда опускаете рукоятку до конца. Вторая матрица расширяет дульце гильзы. Эта операция важна, особенно для патронов со свинцовой пулей, иначе задиров на пуле не избежать. У оболочечной пули другая проблема, она может зацепить дульце и загнуть его внутрь, и этот брак невозможно исправить, поэтому стоит внимательно отнестись к операции со второй матрицей. В матрице есть отверстие для засыпки пороха. Обычно им пользуются при массовом снаряжении патронов и засыпке пороха мерной ложкой. Надо обратить внимание на то, что порох не трамбуется, не зачерпывается и не берется с горкой. Вы погружаете ложку в порох, и сколько насыпалось до края, столько и нужно. При снаряжении патронов для высокоточной стрельбы порох отвешивается, и это отдельная операция.
Далее в гильзу на заданную глубину устанавливается пуля. Выступание пули крайне важно, так как у патрона есть стандартная длина, и пуля, при попадании патрона в патронник оружия, должна вставляться в нарезы, а этот параметр у разного оружия разный. Глубину посадки регулируют глубиной установки матрицы в пресс. После установки пули патроны дефектуют, смотрят правильность геометрии, одинаковость посадки пули, после чего четвертой матрицей кримпуют, то есть обжимают дульце гильзы вокруг пули. Это усилие также важно и может быть отрегулировано глубиной посадки матрицы в пресс. Получившиеся патроны вновь осматривают с целью выявления брака и иногда взвешивают для контроля параметров.
Вот вкратце и все о технологии сборки патронов для нарезного оружия. Как видим, ничего особо сложного в ней нет, по большому счету она не сложнее аналогичной операции для гладкоствольных патронов. Для многих любителей стрельбы сам процесс сборки, подборки различных параметров стал отдельным увлечением, и некоторые даже высказывают мысль, что не знают, от чего получают больше удовольствия: от самой стрельбы или от приготовления патронов для нее.
Конечно, хорошо, что мы получили возможность снаряжать патроны для нарезного оружия. Для кого-то это станет хобби, кто-то получит возможность собрать относительно недорогой боеприпас для своего оружия, а кто-то сможет получить запредельные результаты по кучности на своей винтовке. Единственным минусом поправок стало ограничение продажи капсюлей. Оно, конечно, не коснется владельцев оружия и держателей РОХа, но интересно, что будут делать граждане, купившие сигнальные пистолеты, которые, надо сказать, продавались свободно, и использующие эти самые капсюли.
В заключение напомню, что, хотя компоненты и оборудование можно приобретать уже сегодня, официально закон вступит в силу только в январе. Что ж, терпели двадцать лет, потерпим и несколько месяцев.
Александр Кудряшов