Меня часто спрашивают, почему я против единой базы оружия и проверки участковыми условий его хранения. Ответ прост: любая информация остается тайной только определенное время. Информация о владельцах оружия доступна МВД, но, как оказывается, она интересна и другим. Причем цели этих «других» могут быть самыми разными — от безопасности до коммерческого интереса, ведь владельцы оружия являются потребителями весьма специфических и недешевых товаров.
Если такая база существует, то рано или поздно из нее будут утечки. Более того, некоторые, не мудрствуя, просто просят МВД дать им возможность попользоваться этой базой. Так, в середине августа в прессе появилась любопытная статья, в которой говорится следующее: «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) попросила у федеральной службы судебных приставов (ФССП) доступ к данным о зарегистрированном у заемщиков оружии». Вот так: «попросила». И все. Нам, мол, нужна эта информация.
«Оружие служит свидетельством наличия у должника ценного имущества (оружие используется для охраны этого имущества и само по себе представляет ценное имущество). Взыскателям необходим доступ к информации о косвенных показателях наличия или отсутствия дохода у должника», — сказал «Известиям» глава НАПКА Борис Воронин.
При этом источник, близкий к Центробанку, заявил, что изредка коллекторы сталкиваются с вооруженным сопротивлением со стороны должников. На фоне роста просрочки по кредитам доступ к данным об оружии граждан кажется актуальным, отмечает издание.
То есть Центробанк имеет свое мнение: доступ к такой базе кажется им «актуальным». При этом они совершенно забывают, что подобные данные являются закрытыми и в принципе не могут передаваться каким-либо ассоциациям или негосударственным структурам. Интересно, что и ответа от МВД до сих пор нет. Хотя о чем это я? Ответа и не надо ждать, поскольку теперь оборот оружия — это не сфера МВД, а «территория» Национальной безопасности.
Да, скорее всего, никакой реакции не будет, коллекторам просто откажут, поскольку передача подобной информации незаконна. Но сам факт, что база данных не дает покоя различным организациям, настораживает. Мы помним, что как только возник спрос, на рынок ушли базы данных квартир, телефонов (в том числе мобильных), паспортов…. Слава Богу, база данных владельцев оружия не ушла с молотка и пока остается тайной. Будем надеяться, что так будет и впредь. Но лучше бы фиксировали просто факт продажи оружия и факт перепродажи через лицензированные магазины.
Если винтовка или ружье использовались в уголовном преступлении, то через судебное решение можно было бы получить доступ к регистрационной книге в магазине и узнать, кто его купил. Это самая простая, надежная и дешевая система контроля. Отдельные разрешения на оружие тоже смысла не имеют, т.к. гражданин получает разрешение на ношение оружия и покупает то, что ему нужно. Нет проблем с передачей ствола между родственниками и бесконечной волокиты с продлением большого количества разрешений. Если нужен отстрел, то его можно делать перед продажей и сменой владельца, ведь все равно большая часть оружия стреляет очень мало, а часто только на отстреле.
Александр КУДРЯШОВ