Наш журнал неоднократно рассказывал о карабинах серии “Тигр”. Помимо “классического”, в последние годы появились и другие модификации легендарного ижевского карабина. Существуют исполнения ложи в дереве и полиамиде, с коротким и длинным стволами, разными типами пламегасителей, формы приклада (в том числе и складным). А вот разнообразием калибров “Тигр” похвастаться не может: кроме 7,62х54R выпускается .308Win (7,62х51 мм NATO) и 9,3х64 мм.
Последний является, вероятно, самым мощным отечественным карабином. Сегодня мы хотели бы немного поговорить о “Тигре-9”, тем более, что повод представился весьма интересный.
История развития крупнокалиберных карабинов в России заслуживает отдельного рассказа.
Основным источником пополнения нарезным оружием охотничьего хозяйства в СССР было передаваемое из армии. Естественно, что самым распространенным охотничьим нарезным калибром был 7,62 мм, представленный патронами: винтовочно-пулеметным 7,62х54R, а позднее промежуточным М43 7,62х39 мм.
Эти калибры, вполне пригодные для охоты на дичь среднего размера, не обладали хорошим останавливающим действием по крупным животным, особенно крепким на рану. Дело в том, что останавливающее действие пули (не путать с убойным) имеет квадратичную зависимость от диаметра (калибра) пули.
Положение усугублялось еще и тем, что в продаже отсутствовали патроны с хорошим экспансивным действием.
Многие специалисты ставили вопрос о разработке специального мощного охотничьего патрона, предназначенного для охот на таких крупных представителей фауны как медведь или лось.
Попытки сконструировать мощный охотничий патрон для нарезного оружия предпринимались еще до войны. В 1936 г Кочетовым был разработан патрон 8,2х66 мм, выпускавшийся с 1953 по 1962 г в гильзе с проточкой. Но он получился весьма посредственным: пуля массой 9,3 г разгонялась зарядом черного пороха всего до 400 м/с. С 1963 по 1978 гг выпускался его модернизированный вариант 8,2х66М. Его характеристики были также довольно слабыми (полуоболоченная пуля массой 9,6 г с начальной скоростью 653 м/с).
Ситуация существенно поменялась с 1962 г, когда был запущен в серию разработанный М.Н. Блюмом семью годами ранее патрон 9х54R. Его основой стал знаменитый трехлинейный патрон 7,62х54R. Это упростило разработку оружия под него.
Патрон 9х54R получился довольно удачным, хотя и со своими недостатками. Пуля массой 15 г, разгонявшаяся до 650 м/с, имела довольно существенное останавливающее действие, особенно на близких дистанциях. С другой стороны, патрон отличался сильным снижением траектории пули после 150-200 м, что само по себе не является недостатком. Другое дело, что такая баллистика требует специальных навыков у стрелка, хорошей огневой подготовки и совершенных прицельных приспособлений. В результате, этот патрон был подвергнут обструкции в специальной литературе, а оружие под него было снято с производства в середине 1970-х гг. Впоследствии, уже в 1990-х, производство патронов и оружия под него было возобновлено.
Требовался патрон с принципиально иными характеристиками, существенно превышающими 9х54R.
В 1955-56 гг М.Н. Блюм разработал российскую версию малоизвестного немецкого патрона 9,3х64 мм Brenneke. О последнем следует сказать, что он был разработан около 1910 года знаменитым немецким конструктором Вильгельмом Бреннике. Бурное развитие германского империализма на рубеже XIX-XX веков привело к захвату большого количества колоний, в том числе и в Африке. Для охоты на местную дичь требовались мощные винтовки под мощные патроны. Разработанный несколько ранее патрон 9,3х62 мм Mauser оказался вполне достаточен для европейских охот, но проигрывал британским “конкурентам” на африканской сцене.
В 1920-30-е гг 9,3х64 мм был довольно популярен, чему в немалой степени способствовали успехи немецких производителей оружия. В послевоенные годы германская оружейная промышленность ушла на некоторое время с мировых рынков. В результате этого, лидерство среди “африканских” патронов захватили английские и американские боеприпасы, прежде всего знаменитый .375 H&H.
М.Н. Блюм предложил свои версии снаряжения патрона, которые включали пули весом 13,16, а также 6 г. Был разработан карабин на основе затворной группы Мосина. Но промышленность тогда была склонна освоить 9х54R, тем более, что последний был разработан на основе хорошо известной гильзы.
Вернуться к теме крупнокалиберного патрона стало возможно только в 1980-е годы. Хотя охотникам требовался такой патрон (упомянутый 9х54R и оружие под него были сняты с производства), но инициаторами разработок стали военные. Дело в том, что во многих странах велись работы по разработке крупнокалиберных снайперских винтовок, основной задачей которых являлось поражение материальной части противника на больших дистанциях (летательных аппаратов, радиолокационных станций, командных постов и т.п.). В результате на вооружение западных армий попали винтовки под патроны .50 BMG, .338 Lapua Magnum. В качестве основы для советского патрона было решено взять 9,3х64 мм Brennike.
Параллельно велись разработки и охотничьего патрона такого калибра. В 1986 М.М. Блюм (сын М.Н. Блюма) начал разработку такого патрона. В результате был получен мощный боеприпас: начальная скорость пули 740 м/с, вес пули 17,5 г, дульная энергия около 4500 Дж.
По мощности его вполне можно поставить в один ряд с такими западными патронами, как 9,3х62 мм (Е0 ~ 4800 Дж), .338Win Mag(E0 ~5200 Дж), некоторые снаряжения.375 H&H.
Вскоре 9,3х64 мм был освоен отечественной промышленностью. Правда его эффективность снижается тем, что выпускается ограниченное количество снаряжений и совершенно отсутствуют современные пули с контролируемой экспансивностью. Тем не менее, это стало большим шагом вперед по сравнению с предыдущими годами.
Что касается крупнокалиберного оружия, то ситуация выглядела следующим образом. Под патрон 9х54R выпускались карабин с ручным перезаряжением “Лось-9”, щтуцер “Зубр”. В настоящее время под этот патрон производится карабин ВПО (на базе винтовки Мосина), полуавтомат “Сайга-9”.
В 1961 году появился самозарядный охотничий карабин “Медведь” калибра 9х54R, а с 1965 г на заводе “ИЖМАШ” началось его серийное производство, продолжавшееся до 1975 г. В те же годы производилась его модификация “Медведь-2” (под тот же патрон), с отъемным магазином на три патрона.
Эти карабины получили признание среди российских охотников за надежность в сочетании с относительно мощным (на фоне преобладавших тогда 7,62 мм карабинов) патроном.
С началом либерализации оружейного законодательства в начале 1990-х гг, вновь на повестку дня встал вопрос о крупнокалиберном российском карабине. Частично проблему удалось решить только в конце 1990-х гг, когда на российском рынке вновь появился патрон 9х54R и несколько карабинов под него.
Существенную конкуренцию составляли зарубежные образцы, использовавшие более мощные патроны.
Только к концу 1990-х годов заводу “ИЖМАШ” удалось подготовить два образца оружия под упоминавшийся отечественный аналог патрона 9,3х64 мм – это были карабин “Лось-9” (см. КАЛИБР 3/2004) и полуавтомат “Тигр-9”.
Надо сказать, что концепция мощного самозарядного карабина не нова. Но реализовать ее в металле удалось крайне ограниченному количеству фирм. Среди самых успешных западных образцов такого типа следует упомянуть Browning BAR. Он выпускается в довольно серьезных калибрах, в том числе и “магнумах”, самыми мощными из которых являются .300 Win Mag и .338 Win Mag.
Но в среде охотничьего оружия рекорд мощности (если брать полуавтоматы) принадлежит “Тигру-9”.
Слагаемыми успеха явились как конструктивный “запас прочности” СВД, так и опыт разработки конструкторами “ИЖМАШ” автоматического и полуавтоматического оружия.
Взяв за основу базовый “Тигр-СВД” и усилив его конструкцию, они получили мощный и надежный карабин. Некоторые узлы были переработаны полностью. Например, такой коренной переделки потребовал магазин – новый патрон имеет увеличенные, по сравнению с 7,62х54R, габариты и у него отсутствует закраина. Был разработан более эффективный пламегаситель – он аналогичен тому, что применяется на “десантном” варианте СВД-С . И, естественно, был усилен узел запирания затвора.
Ложа “Тигр-9” выпускается в двух модификациях: в классическом охотничьем варианте и с вырезом под большой палец правой руки. Материал ложи – бук, орех.
“Тигр-9” выпускается только со стволом длиной 565 мм.
“Тигр-9” успел показать себя мощным и надежным оружием, в умелых руках способным поражать даже крупную дичь с первого же выстрела.
Тем не менее, за время эксплуатации выявилось несколько проблем. Главная из них – отсутствие отечественных оптических прицелов, способных выдержать мощную отдачу патрона 9,3х64 мм. Выход пока один – применять импортные прицелы хорошо известных фирм, например, таких как Carl Zeiss.
Другую проблему представляет собой ограниченный выбор патронов. Как мы уже отмечали выше, на выбор предлагается всего два варианта снаряжения 17,5 г пуль: с полной оболочкой (FMJ) и полуоболоченных (SP). Из зарубежных фирм патроны этого калибра производит только немецкая RWS, но и их номенклатура невелика (2 вида). Кроме того, цена немецких патронов чрезвычайно велика (120-150 руб. за штуку). Положение могло бы облегчить самостоятельное снаряжение патронов, но оно находиться (по маловразумительным причинам) под законодательным запретом в России.
Но главная проблема “Тигров”- высокая цена. Точнее сказать, она была таковой до последнего времени. Освоение любого нового вида оружия всегда идет путем от опытного (читай, штучного) производства к конвейерному.
Естественно, производить оружие штучно всегда дороже, в конечном итоге это сказывается и на конечной цене изделия. В каком-то смысле ранние “Тигр-9” можно сравнить с “Роллс-Ройсом” – добротно, надежно, но дорого. Конечно, в этой ситуации “Тигр-9” никогда не стал бы массовым оружием. Положение исправилось во второй половине прошлого года – “Тигр-9” стал, наконец, на поток и в конце 2004 г “ИЖМАШ” объявил о снижении цены. Если до тех пор “Тигр-9” стоил 40-50 тысяч рублей, то сейчас вполне возможно найти его за половину этой суммы.
Ну, что же пожелаем этому “большому коту” успехов.
Карабин “Тигр-9”
Калибр . 9,3×64
Длина ствола, мм 565
Общая длина, мм 1100-1200
Вес, кг 3,9
Число патронов в магазине 5
Производитель ОАО “Концерн “ИЖМАШ”