Патроны малого калибра для нарезного оружия всегда вызывали интерес у охотников. Одним из ярких представителей боеприпасов такого типа является отечественный 5,6х39 мм. Правда, в последние годы он стал постепенно вытесняться аналогичным по назначению американским .223 Rem. Но все ли возможности старого советского патрона исчерпаны? Дать свой ответ на этот вопрос стараются авторы статьи.
В первые послевоенные годы остро стал вопрос о создании отечественного патрона, предназначенного для охоты на среднюю и мелкую дичь. Он должен был занять место между совсем уж маломощным малокалиберным патроном .22LR (5,6) и основным винтовочным 7,62х54R.
Результатом этих исследований стал разработанный в 1955 г. известным советским оружейным специалистом М.Н. Блюмом охотничий патрон 5,6х39 мм. Он создан на базе гильзы известного советского промежуточного патрона М43 (7,62х39 мм обр. 1943 г.). Забегая вперед, отметим, что тенденция к появлению аналогичного боеприпаса прослеживается и на Западе: примерно в это же время там создан патрон .222 Rem, а затем и знаменитый .223 Rem.
Существовало три модификации этого патрона.
Первая это 5,6х39А, имеющая полуоболоченную пулю массой 3,5 г. Начальная скорость пули 925-1000 м/с.
5,6х39Б с оболоченной пулей массой 3,3 г имеет аналогичные характеристики.
Третья модификация, 5,6х39 МБО, предназначался исключительно для спортивных целей (упражнение “Бегущий олень”) и отличался облегченной до 2,8 г пулей и существенно большей начальной скоростью 1200 м/с. Поскольку в момент выстрела этим патроном развивается несколько большее давление (в среднем на 15%), то применение его в обычном охотничьем оружии не рекомендуется. В советские времена под него выпускались специальные винтовки МБО-1.
Патрон 5,6х39 применялся в целом ряде отечественных карабинов и ружей: КО-5,6 СКС (на базе карабина Симонова), КО 5,6 (карабин Мосина), МЦ-127,МЦ-128, МЦ-131 (самозарядные карабины ЦКИБ СОО), комбинированных ружьях ИЖ-15, МЦ-105, ИЖ-94. Но наибольшую славу этот патрон приобрел как штатный боеприпас карабина “Барс”. Этот тот самый случай, когда широкому распространению патрона способствовала популярность удачного оружия.
Стоит обратить внимание и на шаг нарезов. В МБО-1 он составлял 300 мм, а в “Барсе” и других охотничьих карабинах 420 мм. Многие исследователи склоняются к выводу, что такой длинный шаг нарезов был применен в связи с возможностью использования в “Барсе” обычных малокалиберных (.22LR) патронов с использованием достаточно популярных тогда переходников.
Рассматривая баллистику патрона, можно сказать, что предельной разумной дистанцией для него является 200-250 м, после чего начинается существенное понижение траектории пули, а также падение скорости и энергии. Это связано с применением относительно тупоносой пули с низким баллистическим коэффициентом, которая характерна скорее для оружия с дозвуковой скоростью.
Его энергетика позволяет эффективно стрелять среднего и мелкого зверя. При этом многие отмечают, что при стрельбе полуоболоченной пулей портится шкура зверя.
Традиционно охотники ценили патрон 5,6х39 мм на хорошую кучность, малую отдачу и относительно настильную траекторию полета пули (не забывайте, в советское время это был единственный патрон с подобными характеристиками).
На сегодняшний момент можно констатировать факт, что патрон 5,6х39 мм медленно умирает. Он вытесняется более выгодным (см. таблицу № 6) с потребительской точки зрения 5,56х45 (.223 Rem). Этому способствуют как более высокие ТТХ последнего, так и существенно более широкая номенклатура снаряжений этого патрона, не говоря уже о том, что он выпускается практически всеми мировыми производителями боеприпасов! Осознание этого привело к тому, что основной карабин под патрон 5,6х39 мм, “Барс”, постепенно переводится под набирающий популярность .223 Rem, а производство модели под старый патрон скоро будет совсем свернуто.
Многие из вас, вероятно, помнят материал о патроне 6,5х54R (см. КАЛИБР.RU за апрель 2003 г). Похоже, история повторяется: в очередной раз Россия может потерять хороший в своей основе патрон. А ведь возможности его модернизации далеко не исчерпаны. Лежащий на поверхности путь это замены пули на новые типы, учитывающие современные достижения в аэродинамике и баллистике. Благо, что пуль калибра .22 в мире выпускается немало, в том числе и весьма совершенных (например, фирмами Hornady или Sierra). Правда, номинальный размер наших пуль для 5,6х 39 мм по нарезам составляет 5,59 мм, а западных 5,69 мм, но это решаемая проблема. Другое дело, что новый патрон потребует более крутой нарезки (иначе новые остроносые пули будут, скорее всего, недостабилизированы), а значит, и нового оружия. В конце концов, все-таки удалось перейти от старого 7,62х51 (“Лось-4») к патрону “мирового” стандарта 7,61х51М (.308Win).
Второй путь модернизации это подбор порохов нового поколения. Да и объем гильзы у 5,6х39 мм весьма внушительный.
Но, похоже, этим не будет заниматься ни один из отечественных патронных заводов. Положение могли бы спасти энтузиасты, самостоятельно выполнив новое снаряжение этих патронов. Но этот путь отрезает абсолютно немотивированный запрет действующего Закона “Об оружии” на самостоятельное переснаряжение боеприпасов к нарезному оружию. Это как раз тот самый случай, когда несовершенство закона наносит явный и ощутимый вред по интересам большого круга людей. К большому сожалению, видимо, заокеанские отпрыски переживут патрон-донор
В настоящее время выпускаются первые две модификации только одним производителем Тульским патронным заводом. Средняя розничная цена патрона около 5 рублей.
Наш рассказ был бы неполным без упоминания двух патронов, созданных в США на базе нашего 5,6х39 (там он называется .220 Russian) это .22 РРС и 6 мм РРС. Первым был создан патрон .22 РРС, представлявший собой обжатый до калибра .224 наш 5,6х39 и предназначался специально для соревнований по “бенчресту” (высокоточная стрельба с упора на дальние дистанции). Это случилось в 1974 г. Их авторами стали два “вайлдкатера” (а попросту любителя самостоятельного снаряжения боеприпасов) кардиохирург доктор Louis Palmisano и известный стрелок Ferris Pindell. По фамилиям создателей новый патрон полчил свое название (PindellPalmisano Cartridge РРС).
Palmisano высказал гипотезу о том, что существует так называемая “врожденная” кучность патрона. Он полагал, что в короткой гильзе порох сгорает более однородно и при этом в стволе рождается меньше “завихрений” пороховых газов. Гипотеза доктора с блеском подтвердилась патрон показал отличную кучность (до 1/8 МОА!).
В следующем, 1975 г., они же создают еще один патрон на этой гильзе, но с пулей диаметром 0,243 дюйма 6 mm PPC. Этот патрон немного слабее известного патрона .243 Winchester. При одинаковом весе пуль 6 mm PPC дает начальную скорость на 50 м/с меньше, чем .243 Winchester.
До сих пор эти патроны очень популярны среди американских любителей высокоточной стрельбы, с их помощью выиграны многие соревнования. Более того, вскоре было налажено и серийное производство этих патронов и оружия многими известными фирмами.
Таким образом, два американца-любителя сделали то, что оказалось не под силу всей отечественной патронной промышленности.
Александр Кудряшов